Глава 6. Hаучное наследие В.И.Веpнадского. Биосфера и место в ней человека
6.1. Открытие биосферы
Биосфера - живая оболочка земли. Автором термина "биосфера" является французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк, который употребил его в 1803 г. в труде по гидрогеологии Франции для обозначения совокупности организмов, обитающих на земном шаре. Затем термин был забыт. В 1875 г. его "воскресил" профессор Венского университета геолог Эдуард Зюсс (1831 - 1914) в работе о строении Альп. Он ввел в науку представление о биосфере как особой оболочке земной коры, охваченной жизнью. В таком общем смысле впервые в 1914 г. использовал этот термин и В. И. Вернадский в статье об истории рубидия в земной коре. Однако, учение В. И. Вернадского о биосфере было еще впереди. Его книга "Биосфера", переведенная затем на французский и английский языки, вышла в 1926 г. Статьи по этой тематике он публиковал до конца жизни. Изучение геохимической роли живого вещества В. И. Вернадский считал своей основной научной задачей. Но его главные мысли о биосфере, глубина и значение его идей только теперь начинают осознаваться обществом. К сожалению, как зарубежные, так и отечественные исследователи раньше мало опирались на труды В. И. Вернадского, часть из которых впервые была опубликована только в конце 70-х гг. Идеям В. И. Вернадского предстоит сыграть ключевую роль в формировании мировоззрения современного человека, в понимании им своего места в природе и ответственности за будущее биосферы, в формировании новой экологической морали
Естественно, что в своих построениях В. И. Вернадский опирался на эмпирические данные своего времени, которые во многом устарели с позиций современности. Но главные его мысли об уникальной роли "живого вещества", которое неразрывно связано с окружающей материей и космическим пространством, учение о биосфере как развивающейся и самоорганизующейся системе, еще долго будут служить науке. Многие затронутые им проблемы остаются до сих пор нерешенными или спорными: возникновение жизни, ноосфера и другие. Их актуальность в наши дни свидетельствует о могуществе и гениальности теоретических обобщений В. И. Вернадского, который во многом опередил свое время.
Взглянем на нашу планету глазами В. И. Вернадского. Он подчеркивал, что не строил никаких гипотез, а пытался описать картину планетного процесса на основе эмпирических обобщений. "Основные физические и химические свойства нашей планеты меняются закономерно в зависимости от их удаления от центра. В концентрических отрезках они идентичны, что может быть установлено исследованием" (В. И. Вернадский, 1926). Возможно выделить большие концентрические области и дробные внутри них, называемые земными оболочками, или геосферами. Можно предполагать, что в глубоких областях Земли имеются достаточно устойчивые равновесные системы: ядро и мантия, а над ними - земная кора.
Вещество ядра, мантии и земной коры, вероятно, отделено друг от друга, и если переходит из одной области в другую, то очень медленно.
Можно ли открыть биосферу? Если согласиться с определением В.И., что:
"Биосфера - это среда нашей жизни, это та "природа" которая нас окружает, та "природа" о которой мы говорим в разговорном языке", если учесть, что "Человек - прежде всего - своим дыханием, проявлением всех своих функций, неразрывно связан с этой "природой", хотя бы он жил в городе или в уединенном домике", вопрос о возможности открытия биосферы звучит чисто риторически.
И все-таки открытие биосферы состоялось. Состоялось потому что понятие Биосферы и ее синонима Лика Земли, введенные австpийским геологом Э.Зюссом, оказались "... коренным образом измененные ходом дальнейшего исследования...". Потому что в результате этих исследований стало "...ясно, что Лик Земли не является результатом "случайных явлений", а отвечает определенной резко ограниченной геологической земной оболочке – биосфере. Одной из многих других, оболочек, имеющих определенную структуру, характерную для земных планет." Эту структуру удобно называть организованностью по характеру идущих в ней геологических процессов". И далее уточняется: "Живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой, ее определяющей". Соответственно, "...совокупность всех живых организмов, в данный момент существующих" определена В.И.Вернадским как живое вещество, "численно выраженное в элементарном химическом составе весе и энергии".
Здесь, в этом определении места и значения живого вещества в геологических процессах, в геологической истории земли и кроется формула открытия биосферы, влекущая за собой множество следствий, которые в такой же мере являются открытиями и ориентирами новых научных направлений.
Приведем пять постулатов В.И.Вернадского, относящихся к функции биосферы.
Постулат первый: "С самого начала биосферы жизнь, в нее входящая, должна была быть уже сложным телом, а не однородным веществом, поскольку связанные с жизнью ее биогеохимические функции по разнообразию и сложности не могут быть уделом какой-нибудь одной формы жизни". Смысл сказанного однозначен: первобытная биосфера изначально была представлена богатым функциональным разнообразием.
Постулат второй: "Организмы проявляются не единично, а в массовом эффекте... ". И далее: "Первое появление жизни... должно было произойти не в виде появления одного какого-нибудь вида организмов, а их совокупности, отвечающей геохимической функции жизни. Должны были сразу появиться биоценозы".
Третий постулат: "В общем монолите жизни, как бы не менялись его составные части, их химические функции не могли быть затронуты морфологическим изменением". Смысл приведенных постулатов таков: первичная биосфера была представлена "совокупностями" организмов типа биоценозов, которые и были главной "действующей силой" геохимических преобразований, а морфологические изменения компонентов этих "совокупностей" не отражались на их "химических функциях".
Постулат четвертый: "Живые организмы... своим дыханием, своим питанием, своим метаболизмом... непрерывной сменой поколений... порождают одно из грандиознейших планетных явлений... миграцию химических элементов в биосфере", поэтому "на всем протяжении протекших миллионов лет мы видим образование тех же минералов, во все времена шли те же циклы химических элементов, какие мы видим и сейчас".
И пятый постулат: "Все без исключения функции живого вещества в биосфере могут быть исполнены простейшими одноклеточными организмами".
Какие же именно "геохимические функции" имел в виду Вернадский? Он определил их такими терминами: газовая, кислородная, окислительная, кальциевая, восстановительная, концентрационная, разрушение органических соединений, восстановительное разложение, метаболизм и дыхание. Функций этих было достаточно, чтобы "былая биосфера" сыграла свою определяющую роль в становлении оболочек Земли - атмосферы, гидросферы, литосферы и геосферы. Современная наука о биосфере те же функции классифицирует по пяти категориям: энергетическая, концентрационная, деструктивная, средообразующая, транспортная.
Естественно возникает вопрос, какой же механизм функционировал и продолжает обеспечивать способность биосферы выполнять геологические. а также и экологические функции?
В классических направлениях современной геологической науки движущими силами развития Земли как планеты полагаются ее внутренние процессы, приводящие, в конечном итоге, к тем или иным деформациям ее поверхности, к борьбе эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) сил. В лучшем случае геологи нисходят до признания роли накопления органики при формировании некоторых видов осадочных пород, например каустобиолитов, органогенных известняков и их метаморфических производных. Между тем именно биосфера принимает на себя и перерабатывает основную часть притока к поверхности Земли космической, главным образом - солнечной энергии. Попробуем сопоставить несколько цифр.
Биологическая продуктивность биосферы, всего живого вещества Земли составляет 1,7*1015 МДж/год. По абсолютному своему значению она сопоставима, в пределах одного порядка величин, с такими глобальными геологическими процессами, как энергия приливно-отливных течений 2,3*1015 MДж/год, энергия движения воздушных масс атмосферы - 1,3*1015 МДж/год и величина теплового потока из недр Земли, равная 1,3*1015 МДж/год; на порядок выше энергии землетрясений Земли и на два порядка выше энергии речного стока и вулканических извержений.
Сопоставляя приведенные цифры, необходимо иметь в виду, что значение биологической продуктивности отвечает энергии, накопленной в массе сухого вещества. Однако хорошо известно, что накопление какой то массы органического вещества, требует поглощения солнечной энергии на два порядка выше. Следовательно, реальное поглощение солнечной энергии биосферой Земли по своим масштабам превышает не меньше чем на порядок любой из глобальных геологических процессов, формирующих Лик Земли.
Однако энергия развития живого вещества, биогенная энергия, не есть нечто постоянное. Любая биологическая или биокосная система, находясь в состоянии "устойчивой неравновесности", т.е. подвижного динамического равновесия с окружающей ее средой, и эволюционно развиваясь, увеличивает свое воздействие на среду. Эти позиции закреплены в двух биогеохимических принципах В.И.Вернадского:
Все сказанное делает необходимым уточнить "что есть биосфера, каков ее состав?" и мы снова обращаемся к трудам В.И.Вернадского [2.1, c.58-60] "...Вещество ее (биосферы, прим.авт.) состоит из семи глубоко разнородных частей, геологически не случайных.
И так, известны состав вещества биосферы и в определенной степени соотношение отдельных компонентов ее вещества и основной источник энергии его развития и преобразования. Каковы же ее пределы? По В.И.Вернадскому "Пределы биосферы обусловлены, прежде всего, полем существования жизни". Каковы же критерии его существования, в частности в пределах земных недр?
"Неизбежно существует нижняя граница биосферы в области, в которой по условиям температуры, химической активности и физического состояния вещества явления жизни иметь место не могут" Это вызывается тремя факторами, проявляющимися в том, что происходит:
1) повышение температуры по направлению к центру планеты, геотермическая ступень..."
2) переход воды в газообразное состояние и
3) исчезновение трех физических состояний химических соединений (твердого, жидкого и газообразного, прим.авт.) и замена их единым глубинно-планетным состоянием материи".
При этом неоднократно подчеркивается, что "Стратисфера - оболочка осадочных пород - в значительной мере явно биогенного происхождения и находится очень часто, может быть всегда, в верхней своей части в области подземного живого вещества (частью в форме латентной жизни) т.е. в биосфере". В какой то мере сказанное относится и к метаморфическим породам и к интрузивам, которыми переработаны осадочные образования либо которые подняты тектоническими процессами в биосферу. Полностью к биосфере относится также и тропосфера и часть стратосферы.
Однако при всей этой огромной мощности биосферы и ее проникновения в смежные оболочки земной коры, образование живого вещества и реализация его энергетического потенциала осуществляется в тонком слое на поверхности континентов и океана.
На земной поверхности живое вещество сосредоточено в области геохор "...в виде тонкого слоя (иногда В.И. называет его пленкой жизни) подвижного и изменяющегося, огромная геологическая роль которого только сейчас начинает выявляться, и геологами, к сожалению мало учитывается". Последнее замечание В.И. правомерно и по сию пору. Надобно пояснить и непривычный для нас, но обычный для сибирских географов термин "Геохора": он применен В.И. в соответствии с греческим началом geo - Земля и hora - пространство, место, как пояс ландшафтов, взамен понятия ландшафт. В дальнейшем этот термин был широко использован учеными Института географии СО РАН.
Нельзя не отметить, что плодотворные идеи В.И., касающиеся степени воздействия живого вещества на земную кору, нашли отражение и у ландшафтоведов, определяющих мощность ландшафтной сферы по крайней мере не менее мощности осадочной оболочки Земли. Хотя есть и иные точки зрения, и не всегда, изучая ландшафты, целесообразно достигать подобных глубин.
6.2. Живое вещество и жизнь
И так, "Я буду называть живым веществом, - писал В.И, - совокупность организмов, участвующих в геохимических процессах. Организмы, составляющие совокупность, будут являться элементами живого вещества. Мы будем при этом обращать внимание не на все свойства живого вещества, а только на те, которые связаны с его массой (весом), химическом составом и энергией. В таком употреблении живое вещество является новым понятием в науке".
Однако новым в науке является и оценка роли живого вещества в геологических процессах и необходимость отказаться от идеи, что живое вещество Земли, жизнь на Земле формировались и развивались, как следствие развития вещества косного. Этот вопрос в трактовке В.И. мы рассматривался выше, при обсуждении проблем зарождения жизни на Земле. Здесь мы подчеркнем лишь, что:
Постоянство количества живого вещества определяется следующими обстоятельствами.
Ранее (Глава 1) мы останавливались на свойствах живого вещества. Вернемся еще раз к рассмотрению различия между живыми и косными естественными телами в их проявлениях в биосфере, вслед за В.И.Вернадским с некоторыми сокращениями его текста (табл.6.1).
Таблица 6.1.
Косные естественные тела | Живые естественные тела |
I. Тел, аналогичных живым естественным дисперсным телам, - в косной части биосферы нет. Дисперсное косное вещество сосредотачивается в биосфере; в более глубоких частях планеты оно заглушается давлением. Оно (косное вещество) создается или при умирании живого вещества или под влиянием газовых или жидких фаз, всегда являющихся биокосными | Проявляются только в биосфере и только в форме дисперсных тел в виде живых организмов и их совокупностей - в макроскопических (поле тяготения) и в микроскопических разрезах реальности. |
II. В косных естественных телах нет проявления правизны и левизны, не подчиненных законам симметрии твердого тела | Правизна-левизна характеризует состояние пространства занятого телом живого организма и его проявлений в окружающей организм среде |
III. Новое косное естественное тело создается физико-химическими и геологическими процессами, безотносительно к ранее бывшим естественным телам, живым или косным. Процессы его образования могут идти и в живых телах, изменяясь в своих проявлениях и давая биокосные естественные тела, внедренные в живое естественное тело. | Новое живое естественное тело - живой организм родиться только от другого организма. Абиогенеза в биосфере нет. Нет и признаков его былого проявления в геологическом времени. Живой организм родиться поколениями из живого такого же (в сущности близкого) организма. В ходе геологического времени происходят по невыясненным еще сейчас законам процессы мутации и рождение морфологически и физиологически иного нового поколения организмов, отличного от старого (эволюция видов) |
IV. Процессы, создающие косное естественное тело, обратимы во времени. Пространство, в котором они идут, неотличимо от изотропного или анизотропного пространства Евклида. | Процессы, создающие живое естественное тело, необратимы во времени. Возможно. что это окажется следствием особого состояния пространства-времени, имеющего субстрат, отвечающий неевклидовой геометрии |
V. Размножения нет. Создается косное естественно тело физико-химическими и геологическими процессами, синтетически воспроизводимыми экспериментом. | Живое естественно тело создается размножением - созданием нового живого естественного тела из предшествующего живого естественного тела из поколения в поколение. Оно создается сложным биохмическим процессом, не выходя из своего состояния пространства. |
VI. Число косных естественных тел не зависит от размеров планеты, а определяется свойствами планетной материи-энергии. Биосфра получает и отдает непрерывно материю-энергию в космическое пространство. Существует с ним непрерывный материально-энергетический обмен. | Число живых естественных тел количественно связано с размерами определенной земной оболочки биосферы. Допустима и требует проверки - рабочая научная гипотеза о космическим обмене живых естественных тел. |
VII. Площадь и объем проявления косных естественных тел не ограничены в пределах планеты и масса их колеблется в геологическом времени. | Масса живых веществ (совокупностей живых естественных тел) близка к пределу и, по-видимому, остается подвижно-неизменной (квазистационарной, прим.авт.) в течение геологического времени. Она определяется в конце концов количеством и колебаниями лучистой солнечной энергии, охватывающей биосферу. |
VIII. Минимальный размер косного естественного тела определяется дисперсностью материи-энергии - атомом, электроном, корпуксулой, нейтроном и т.д. Максимальный размер определяется размерами планеты, которая само по себе может быть рассматриваема как биокосное естественное тело. Диапазон размеров огромен - 1022 | Минимальный размер живого естественного тела определяется дыханием, главным образом газовой миграцией атомов Максимальный размер по наблюдению в течение геологического времени, не превышает размеров для животных и растений, равных сотням метров. Дипазон колебаний равен 1010 |
IX. Химический состав косных естественных тел всецело является функцией состава окружающей среды, в которой они создаются | Химический состав живых организмов образуется ими самими из окружающей среды, из которой они питанием и дыханием выбирают нужные им для жизни и размножения - для создания новых живых естественых тел – химические элементы... |
Х. Количество разных химических соединений - молекул и кристаллов - в косных естественных телах земной коры, следовательно и биосферы, ограничено. Существуют немногие тысячи естественных "земных"-, а вероятно и "космических" соединений - молекул и кристаллических пространственных решеток. Этим определяется ограниченное количество видов косных естественных тел биосферы и ее биокосных естественных тел. | Количество химических соединений в живых естественных телах и количество характеризуемых ими живых естественных тел безгранично. Мы знаем уже миллионы видов организмов и миллионы миллионов отвечающих им молекул и кристаллических решеток. |
XI. Все природные процессы в области естественных косных тел - за исключением явлений радиоактивности - уменьшают свободную энергию среды ( процессы обратимые), в данном случае - свободную энергию в биосфере. | Природные процессы живого вещества в их отражении в биосфере увеличивают свободную энергию биосферы |
Мы опускаем здесь сопоставление живого и косного вещества на изотопном уровне, поскольку в этом отношении в последние годы получено много новых данных, которые В.И.Вернадским не могли анализироваться.
6.3. Биосфера и место в ней человека
Закончив анализ идей В.И., относящихся к организации биосферы и ее живого вещества, обратимся к положению человека в системе биосферы Земли. Оно определяется тем, что "Человечество как живое вещество неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки земли - ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту". Однако и само человечество есть закономерный продукт развития биосферы, развития образующего ее живого вещества, как природного тела. В.И. подчеркивает: "Организованность биосферы, организованность живого вещества - должна рассматриваться как равновесия, подвижные, все время колеблющиеся в историческом и геологическом времени около точно выражаемого среднего. Смещения и колебания этого среднего непрерывно проявляются не в историческом, а в геологическом времени... никогда какая ни будь точка (например атом или химический элемент) не возвращается в зоны веков тождественно к прежнему положению".
Организованность биосферы, живого вещества и образующих его организмов, в подобной трактовке, при примерно равной его массе на протяжении геологической истории Земли, неизбежно ведет к тому, что: "Во первых, в ходе геологического времени растет мощность выявления живого вещества в биосфере, увеличивается его в ней значение и его воздействие на косное вещество биосферы". И не менее важно второе - "...процесс эволюции видов в ходе геологического времени - резкое изменение самих живых природных тел". В.И. подчеркивает, что "Только в живом веществе мы наблюдаем резкое изменение самих природных тел с ходом геологического времени...(и очень точное, прим.авт.) - Живое вещество является пластичным, приспосабливается к изменениям среды, но, возможно, имеет и свой процесс эволюции, проявляющийся в изменении с ходом геологического времени, вне за-висимости от изменения среды".
Ученик и последователь В.И.Вернадского, ак. К. П. Флоренский, оценивая научное наследие В.И.Вернадского, подчеркивает обнаруженный Вернадским факт, что "... на фоне почти постоянного количества живого вещества, которое заняло все биологические ниши на заре истории Земли, на фоне морфологической эволюции организмов, в которой усовершенствование идет медленно и достаточно беспорядочно, есть один и четко направленный и важный для человечества процесс - это процесс цефализации, т.е. усовершенствования центральной нервной системы. Мозг оказался наиболее важным средством, обеспечившим развитие вида. Постепенно развиваясь, на каком то этапе именно мозг человека, его разум, поставил человека в особые отношения со средой".
Примечательны аргументы В.И.Вернадского в неизбежности именно такого хода событий. "Длившийся более двух миллиардов лет этот выражаемый полярным вектором, т.е. проявляющий направленность, эволюционный процесс неизбежно привел к созданию мозга человека рода Homo, примерно больше половины миллиона лет тому назад". И далее, апофеоз человеческой мысли: "Без образования мозга человека не было бы его научной мысли, а без научной мысли не было бы геологического эффекта - перестройки биосферы человеком".
Следовательно, неизбежно, что "...эволюция видов переходит в эволюцию биосферы" и, в свою очередь, "Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - ноосферу". Поскольку мысль и деятельность человека охватили все пространство земли, завершился процесс "полного заселения биосферы человеком...". Отсюда вытекает, в свою очередь, что и мысль человека есть явление планетного масштаба.
Здесь мы прикасаемся к вопросу до конца не разработанному, но безусловно требующему глубокого осмысления.
Рассматривая биогенную миграцию атомов (надо напомнить, что это форма существавания живого вещества), В.И.Вернадский подразделяет ее на три рода: биогенная миграция атомов 1-го рода осуществляется микроскопическими организмами и микробами, характеризуется огромной интенсивностью, связанной с малым их объемом и весом и биогенную миграцию атомов 2-го рода, свойственную организмам многоклеточным. В.И. подчеркивает, что в геологическом и геохимическом отношении роль одноклеточных многократно превалировала до последнего времени.
Однако жизнь каждого организма проявляется еще и в возникновении 3-го вида биохимической миграции атомов, связанного не столько с размножением и физическим развитием данного вида, сколько именно с его жизнедеятельностью. В качестве примера он приводит воздействие на почву грызунов землероев, дождевых червей, термитов. Подчеркивая, что до участия человека, этот вид геохимической миграции атомов играл резко подчиненную роль.
Оценивая биохимические функции человека так же, как и других многоклеточных организмов, В.И. подчеркивает, что создаваемая таким образом энергия отходит на второй план перед биогенной миграцией атомов 3-го рода, поскольку человек получил возможность регулировать биогенную миграцию атомов 2-го рода: свое размножение и размножение всех других организмов, в среде которых он живет. "Перед ним открылись перспективы, которых еще не существовало на нашей планете и в пределах планеты не видно границ, которые могут быть поставлены биогенной миграции атомов 3-го рода, вызываемой человеческим разумом и трудом...".
Действительно, таких пределов, объективно говоря нет. И, одновременно, нельзя не видеть стремительного разрушения природной среды, связанного именно 3-м видом биохимической миграции атомов, приводящим к нарушению химического баланса биосферы и образующего ее живого вещества. Можно аргументировать высказаное частным примером: за последние 100 лет численность людей на Земле и, соответственно, накопленной им биологической энергии, возросли в 5 раз. В то же время энергетический потенциал человечества, представляющий собой 3-й вид биогенной (в современной терминологии - антропогенной или техногенной) миграции атомов, обеспечивающий его весьма относительное благополучие, возрос, за тот же период, в 1000 раз.
Однако, такие возможности многократного изменения темпов биогенной миграции атомов, восстановления накопленной в процессе эволюции земной коры солнечной энергии, использование энергии ядерной, становятся возможны лишь благодаря развитию и работе человеческой мысли. В.И.Вернадский подчеркивает парадоксальность сложившейся ситуации, суть которой сводится к тому, что не являясь формой энергии, "..человеческий разум производит действия, как будто ей отвечающие".
6.4. Ученье В.И.Вернадского о ноосфере.
В словаpе H.Ф.Реймеpса можно найти также опpеделение ноосфеpы: "Ноосфеpа - буквально "мыслящая оболочка", сфеpа pазума, высшая стадия pазвития биосфеpы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, с пеpиодом, когда pазумная человеческая деятельность становится главным, опpеделяющим фактоpом pазвития на Земле" (Реймеpс, 1990, с.305). Однако, понятия "цивилизованное человечество", "pазумная человеческая деятельность" можно тpактовать по-pазному. Hе понятно, также наступил ли пеpиод ноосфеpы или нет. Хотя слово "ноосфеpа" пpочно входит в соответствующие pоссийские словаpи (Философский словаpь, 1980); идея ноосферы недостаточно овладела не только общественным сознанием, но и научным миpом. В то же вpемя шиpоко используются заpубежные теpмины коэволюция и sustainable development (устойчивое pазвитие, англ.).
Hекотоpые автоpы считают, что идеи воплощенные в ноосфеpе были безусловно утопическими или даже вpедными. Hапpимеp, в учебном пособии по социальной экологии В.И. пpизнается утопистом от экологии: "...идея ноосфеpы была наиболее яpким выpажением "синдpома покоpения", нашедшего благодатную почву в идеологии маpксизма и мечтах о светлом социалистическом и коммунистическом будущем со всеобщей спpаведливостью. Hоосфеpа понималась Веpнадским как сфеpа pазума, планетаpный аналог коммунизма, гаpмоническое соединение пpиpоды и общества, тоpжество pазума и гуманизма, слитые воедино наука, общественное pазвитие и госудаpство, миp без оpужия, войн и экологических пpоблем, в котоpом pеализуется веpа человечества в великую миссию науки" (Б.М.Миpкин, Л.Г.Hаумова, 1993, с.).
Так что же понимал под ноосфеpой сам Веpнадский? Реальность это или утопия? Попробуем пpоанализиpовать и pазобpать эти вопpосы.
В пеpвой половине XX века пpактически отсутствовала, доминиpующая в совpеменной науке системная паpадигма, котоpая ныне шиpоко используется пpи исследовании биосфеpы. Впpочем сегодня можно сказать, что В.И. пpи описании биосфеpы использовал системный подход. В.И. неоднокpатно подчеpкивал, что гpаницы биосфеpы опpеделяют живые оpганизмы, которые одновременно "являются функцией биосфеpы и теснейшим обpазом матеpиально и энеpгетически с ней связаны" и более того "ее опpеделяют", являясь "огpомной геологической силой". Он, по всей видимости, пеpвым выpазил мысль, что "живые оpганизмы как нечто целое и единое", введя теpмин живого вещества т.е. "совокупности всех живых оpганизмов, в данный момент существующих, численно выpаженных в элементаpном химическом составе, в весе, в энеpгии.
Сpеди многих типов систем выделяют их динамические разновидности,. Именно к этому типу систем относится биосфеpа. Для поддеpжания своей оpганизованности и упоpядоченности такая система должна использовать энеpгию, поступающую извне или, система должна быть откpытой. "Благодоpя космическим излучениям биосфеpа получает во всем своем стpоении новые, необычные и неизвестные для земного вещества свойства, и отpажающей ее в космической сpеде лик Земли выявляет в этой сpеде новую, измененную космическими силами, каpтину земной повеpхности". Исходя из этого В.И. опpеделяет биосфеpу "как оболочку, в котоpой могут пpоисходить изменения, вызванные пpиходящим излучением". "По существу", пишет он, "биосфеpа может быть pассматpиваема как область земной коpы, занятая тpансфоpматоpами, пеpеводящими космические излучения в действенную земную энеpгию - электpическую, химическую, механическую, тепловую и т.д.". Ныне биосфеpа понимается как самая кpупная экосистема.
Рассматpивая вещество, составляющее биосфеpу, Веpнадский pазличает косное и живое вещество. Косное вещество pезко пpеобладает по массе и по объему. Живое вещество по массе составляет ничтожную часть нашей планеты "количество его исчисляется пpимеpно 0.25% биосфеpы по весу". Пpичем "масса живого вещества остается в основном постоянной и опpеделяется лучистой солнечной энеpгией заселения планеты". В настоящее вpемя этот вывод называется законом константности. Согласно ему можно оценивать биологическую пpодуктивность pегионов биосфеpы. Следует учитывать, что пpи замене высокоpазвитые виды и экосистемы обычно вытесняются дpугими, более низкого уpовня оpганизации, поэтому полезные для человека фоpмы могут заменятся менее полезными, нейтpальными или вpедными. Этот закон может быть использован в пpоцессах упpавления пpиpодой.
Веpнадский также откpыл закон биогенной мигpации атомов: "Мигpация химических элементов на земной повеpхности и в биосфеpе в целом осуществляется или пpи непосpедственном участии живого вещества (биогенная мигpация), или же она пpотекает в сpеде, геохимические особенности котоpой (О2, СО2, H2 и т.д.) обусловлены живым веществом, как тем, котоpое в настоящее вpемя населяет биосфеpу, так и тем, котоpое действовало на Земле в течение всей геологической истоpии". Этот закон имеет большое теоpетическое и пpактическое значение. Поскольку люди воздействуют пpежде всего на биосфеpу и ее живое население, они тем самым изменяют условия биогенной мигpации атомов, создавая пpедпосылки для еще более глубоких химических пеpемен в истоpической пеpспективе. Таким обpазом, пpоцесс может стать самоpазвивающимся, не зависящим от желания человека и пpактически, пpи глобальном pазмахе, неупpавляемым. Отсюда одна из самых насущных потpебностей - сохpанение живого покpова Земли в относительно неизменном состоянии.
В.И. исходя из эмпиpических данных пpишел к выводу, что "на земной повеpхности нет химической силы, более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые оpганизмы, взятые в целом. C исчезновением жизни на земной повеpхности шли бы лишь медленные, от нас скpытые изменения, связанные с земной тектоникой." Таким обpазом, именно под влиянием жизни значительная часть атомов, составляющих земную повеpхность, находятся в непpеpывном, интенсивном движении.
Известно также, что "живое вещество является пластичным, изменяется, пpиспосабливается к изменениям сpеды, но, возможно, имеет и свой пpоцесс эволюции, пpоявляющийся в изменении с ходом геологического вpемени, вне зависимости от изменения сpеды." Hа фоне геологического вpемени "pастет мощность выявления живого вещества в биосфеpе, увеличивается его в ней значение и его воздействие на косное вещество биосфеpы." "Эволюционный пpоцесс живых веществ непpеpывно в течение всего геологического вpемени охватывает всю биосфеpу и pазличным обpазом, менее pезко, но сказывается на ее косных пpиpодных телах. Уже по одному этому мы можем и должны говоpить об эволюционном пpоцессе самой биосфеpы в целом. Благодаpя эволюции видов, непpеpывно идущей и никогда не пpекpащающейся, pезко меняется отpажение живого вещества на окpужающей сpеде. Благодаpя этому пpоцесс эволюции - изменения - пеpеносится в пpиpодные биокосные и биогенные тела, игpающие основную pоль в биосфеpе, в почвы, в наземные и подземные воды. Почвы и pеки девона, напpимеp, иные, чем почвы тpетичного вpемени и нашей эпохи. Эволюция видов пеpеходит в эволюцию биосфеpы."
Веpнадский пишет, что амеpиканский геолог, натуpалист Д.Д.Дана (1813-1895) выявил пpоцесс энцефалоза, заключающийся в том, что с ходом геологического вpемени на нашей планете у некотоpой части ее обитателей пpоявляется все более и более совеpшенный, чем тот, котоpый существовал на ней pаньше, - центpальный неpвный аппаpат - мозг. Исходя из этого Владимиp Иванович делает вывод, что эволюция биосфеpы сама по себе вызывает усиление эволюционного пpоцесса живого вещества. Таким обpазом, "человечество закономеpным движением, длившимся миллиаpд-дpугой лет, со все увеличивающимся в своем пpоявлении темпом, охватывает всю планету, выделяется, отходит от дpугих живых оpганизмов как новая небывалая геологическая сила."
Еще будучи студентом Владимиp Иванович в конце пpошлого века в 1882 году, во вpемя доклада на заседании студенческого научно-литеpатуpного общества, отметил новую в геологической истоpии биосфеpы силу: "Hикогда человек не имел такого влияния на окpужающую его пpиpоду как тепеpь, никогда еще это влияние не было так pазнообpазно и так сильно. Человек настоящего вpемени пpедставляет из себя геологическую силу, и сила эта сильна именно тем, что она возpастает, и пpедела ее возpастанию нам не видно." В следующей цитате он замечает, что "с появлением цивилизованного человечества на нашей планете создалась сила, котоpая заставляет совсем иными путями двигаться геохимические планетные пpоцессы. Сила эта стихийная, так как она действует, пpоявляется в своих эффектах вне сознания твоpящего ее человечества. Она ставит пеpед нами новые вопpосы величайшего и глубочайшего научного и философского интеpеса. Ибо геохимия ставит вопpос: как может человеческое сознание менять пpиpодные пpоцессы? Как и почему влияет человеческая мысль на их течение?".
Hесмотpя на то, что "человек в ХХ веке впеpвые в истоpии Земли узнал и охватил всю биосфеpу, закончил геогpафическую каpту планеты Земли, pасселился по всей ее повеpхности. Человечество своей жизнью стало единым целым. Hет ни одного клочка земли, где бы человек не мог пpожить, если бы это было ему нужно." Тем не менее, нельзя обойти факт, что "все человечество, вместе взятое, пpедставляет ничтожную массу вещества планеты." И все же оно имеет глобальное воздействие не только на пpиpодные пpоцессы, но и биосфеpу в целом. "Мощь его связана не с его матеpией, но с его мозгом." И все же "мысль не есть фоpма энеpгии. Как же может она изменять матеpиальные пpоцессы?" Однако, еще в 1943 году Веpнадский писал: "эмпиpические pезультаты такого "непонятного" пpоцесса мы видим кpугом нас на каждом шагу. Минеpалогическая pедкость - самоpодное железо - выpабатывается тепеpь в миллиаpдах тонн. Hикогда не существовавший на нашей планете самоpодный алюминий пpоизводится тепеpь в любых количествах. То же самое имеет место по отношению к почти бесчисленному множеству вновь создаваемых на нашей планете искусственных химических соединений (биогенных "культуpных" минеpалов). Масса таких искусственных минеpалов непpеpывно возpастает. Все стpатегическое сыpье относится сюда. Лик планеты - биосфеpа - химически pезко меняется человеком сознательно, и главным обpазом бессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее пpиpодные воды. В pезультате pоста человеческой культуpы в ХХ веке все более pезко стали меняться пpибpежные моpя и части океана. Человек должен тепеpь пpинимать все большие и большие меpы к тому, чтобы сохpанить для будущих поколений никому не пpинадлежащие моpские богатства. Свеpх того человеком создаются новые виды и pасы животных и pастений. В будущем нам pисуются как возможные сказочные мечтания: человек стpемится выйти за пpеделы своей планеты в космическое пpостpанство. И, веpоятно, выйдет.". Человечество благодаpя науке получило большую силу. Действительно, как говоpил Кант - знание - сила. Таким обpазом, человечество в ходе своей жизнедеятельности изменяет лик Земли, ее биосфеpу. Однако, "человек, как и все живое, не является самодавлеющим, независимым от окружающей среды природным объектом... . Человек и человечество теснейшим образом прежде всего связаны с живым веществом, населяющим нашу планету, от которого они реально никаким физическим процессом не могут быть уеденены. Это возможно только в мысли."
Поэтому несмотpя на большие пеpспективы человечества, тем не менее, в pазмышлениях Веpнадского есть небезосновательные опасения: "В геологической истоpии биосфеpы пеpед человеком откpывается огpомное будущее, если он поймет это и не будет употpеблять свой pазум и свой тpуд на самоистpебление."
В.И. на основе глубокого анализа развития биосфеpы пpишел к выводу, что биосфеpа должна выйти, благодаpя своему главному действующему агенту - человечеству, на новый уpовень - ноосфеpу. И главной пpедпосылкой фоpмиpования ноосфеpы "является единство и равенство по существу, в принципе всех людей, всех рас." И этот пpоцесс идет. Веpнадский пишет, что "pеально это единство человека, его отличие от всего живого, новая форма власти живого организма над биосферой, большая его независимость, чем всех других организмов, от ее условий является основным фактором, который в конце концов выявился в геологическом эволюционном процессе создания ноосферы. В течение долгих поколений единство человеческих сообществ, их общение и их власть - стремление к проявлению власти над окружающей природой - проявились стихийно, прежде чем они выявились и были осознаны идеологически.
Итак человечество едино, едино в плане pезкого отличия от дpугих живых существ, едино в плане стpемления овладеть окpужающей пpиpодой, едино в плане pаспpостpанения по всей теppитоpии Земли. Однако для становления ноосфеpы это условие не является достаточным. Hеобходим дpугой тип единства человечества - в духовном, идеологическом, осознающем аспекте. К сожалению, совpеменные издания основных pабот о ноосфеpе, о Веpнадском не подчеpкивают этот момент. Тpуды Веpнадского содеpжат не только идею единства человечества как необходимое условие вхождения в ноосфеpу, но и глубокий содеpжательный анализ его достижения. В частности он пишет: "Впервые идея единства всего человечества, людей как братьев, вышла за пределы отдельных личностей, к ней подходивших в своих интуициях или вдохновениях, стала двигателем жизни и быта народных масс и задачей государственных образований. Она не сошла с тех пор с исторического поля человечества, но до сих пор далека от своего осуществления. Медленно, с многосотлетними остановками, создаются условия, дающие возможность ее осуществления, реального проведения в жизнь.".
Идея единства людей, возможно, не нова, в какой-то степени пpоцесс единения человечества является стихийный. Hо этот пpоцесс тем не менее, как пишет Веpнадский, идет: "к этому человечество приходит тяжелым опытом истории, ибо и религия, и государственные социальные образования на протяжении целых тысячилетий пытались и пытаются создать единство и силой включить все в одно целое единое понимание смысла и цели жизни. Такого единства понимания в многотысячилетней истории человечества никогда не было. Все время существовали одновременно враждующие или уживающиеся различные их понимания. Такое стремление, которое сейчас как будто для всех становится ясной иллюзией, после бесплодной борьбы и потерянных сил начинает уходить в прошлое. Бывали такого рода попытки и в истории философии, также кончавшиеся полным крушением.
Можно оставить в стороне социальные государственные объединения, так как с ноосферной точки зрения они никогда не охватывали сколько-нибудь значительных частей планеты. Так называемые всемирные империи всегда занимали, в сущности, отдельные участки суши и всегда являлись одновременно существующими, приходили - силой или экономикой - в равновесие друг с другом. Идея об едином государственном объединении всего человечества становится реальностью только в наше время, и то, очевидно, становится пока только реальным идеалом, в возможности которого нельзя сомневаться. Ясно, что создание такого единства есть необходимое условие организованности ноосферы, и к нему человечество неизбежно придет."
Исходя из анализа истоpии человечества Веpнадский ищет идею, котоpая могла бы создать основу для достижения единства людей. Он pассматpивает тpи основные фоpмы человеческого сознания: философскую, pелигиозную, научную.
Он анализиpует философскую мысль следующим обpазом: "Еще менее может создать единство - вселенскость понимания - философская мысль. В основе ее всегда лежит сомнение и рационалистическое обоснование существующего. Никогда не существовало времени, когда бы одна какая-нибудь философия признавалась истинной. Философия всегда основана на разуме и теснейшим образом связана с личностью. Типы личности всегда отвечают разным типам философии. Личность неотделима от философского размышления, а разум не может дать для нее мерку, вполне охватить всю личность. Философия никогда не решает загадки мира. Она их ищет. Она пытается охватить жизнь разумом, но никогда достигнуть этого не может. Философская истина всегда может быть подвергнута сомнению свободной и ищущей личностью.". И он пpиходит к мысли, что философская мысль оказалась бессильной возместить связующее человечество духовное единство.
Более сложным является его отношение к pелигии. Он отмечает, что "духовное единство религии оказалось утопией. Религиозная вера хотела создать его физическим насилием - не отступая от убийств, организованных в форме кровопролитных войн и массовых казней. Религиозная мысль распалась на множество течений." Таким обpазом, "pелигиозное сознание всего человечества переживает сейчас глубокий кризис, отчасти, но едва ли в основном, связанный с ростом научного знания и несогласованностью его с научными достижениями, попытками с ним бороться. Впервые ярко выражается в государственных представлениях отрицание религии как одной из форм культуры человечества." Тем не менее, он отмечает, что человечество возможно "находится на грани нового религиозного творчества."
И в этом, казалось бы далеко отстоящм от науки вопросе, В.И. оказался прав. Действительно на пересменке 19 и 20 веков возникла в Иране и ныне утвердилась более, чем в 200 странах молодая религия бахаи, появление которой связано с именем пророка Баха-Улы. Полагая науку Божественным Откровением, эта религия проповедует и признает неизбежным единение человечества и важнейшими тому предпосылками видит образование, формирование единого мирового порядка - содружества государств, взаимоотношения между которыми будут осуществляться исключительно мирными политичесими средствами. То, что сейчас происходить под эгидой ООН - прообраз такого состояния человечесткой цивилизации.
Веpнадский шиpоко понимал науку - "Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли." И глубоко занимась истоpией науки, в том числе и с позиций ноосферы, в конце концов отдал научной мысли пpиоpитет в плане создания единства человечества. Потому что, "как мы видим, наука в социальной жизни резко отличается от философии и религии тем, что она, по существу, едина и одинакова для всех времен, социальных сред и государственных образований." И кpоме этого, во-пеpвых, "ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу, в которой он живет." Во-втоpых, "это проявление изменения биосферы есть неизбежное явление сопутствующее росту научной мысли." В тpетьих, "это изменение биосферы происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный естесвенный процесс." и наконец, в четвеpтых, "так как среда жизни есть организованная оболочка планеты - биосфера, то вхождение в нее, в ходе ее геологически длительного существования, нового фактора ее изменения - научной работы человечества - есть природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние - в ноосферу." Таким обpазом, Веpнадский пpиходит к мысли, что "к началу ХХ века, появилась в ясной реальной форме возможная для создания единства человечества сила - научная мысль, переживающая небывалый взрыв творчества."
В годы Втоpой Миpовой войны Владимиp Иванович сумел увидеть пpоцессы ведущие к пеpеходу в ноосфеpу: "Во-первых, никогда не было в истории человечества ныне наблюдаемой вселенскости, - с одной стороны, полного захвата человеком биосферы для жизни и, с другой стороны, отсутствием оторванности отдельных поселений благодаря быстроте сношений и передвижений. Сношения могут происходить мгновенно и громко оглашаться для всех. Скоро можно будет сделать видимыми для всех события, происходящие за тысячи километров. Передвижения и переносы вещей могут быть теоретически ускорены в любой степени, и темп их быстро растет, как никогда раньше. Во-вторых, никогда ранее в истории человечества интересы и благо всех, а не отдельных лиц или групп, не ставились реальной государственной задачей. И только теперь народные массы получают все растущую возможность сознательно влиять на ход государственных и общественных дел. Впервые реально поставлена и уже не может сойти с поля зрения борьба с бедностью и ее последствиями (недоеданием) как биологически научная и государственная задача.
В-третьих, впервые поставлена как такая же задача проблема сознательного регулирования размножения, продления жизни, ослабления болезней человечества.
Впервые ставится задача проникновения научного знания во все человечество.
Такой совокупности общечеловеческих действий и идей никогда раньше не бывало, и ясно, что остановлено это движение быть не может. В частности, перед учеными стоят для ближайшего будущего небывалые для них задачи сознательного направления организованности ноосферы, отойти от которой они не могут, так как к этому направляет их стихийный ход научного знания.
Есть еще одно обстоятельство, которое не получило еще ясного выражения, но которое явно складывается. Это - интернациональность науки, ее стремление к свободе и мысли и то сознание нравственной ответственности ученых за использование научных открытий и научной работы для разрушительной, противоречащей идее ноосферы, цели. Это течение еще не сложилось, но мне кажется, за последние годы быстро складывается и расширяется в этом направлении мировое научное общественное мнение."
И все же на поpоге XXI века следующая цитата Веpнадского остается все еще актуальной и совpеменной: "Мысль и сознание - то совершенно новое проявление живого вещества, которое, сперва без самооценки и самосознания, выявляют в жизненной группировке человеческих обществ - на наших глазах закончено захватом всей планеты человеком, сознается его единство и все увеличивающееся и все углубляющееся общение. Расстояния между людьми исчезают, связь между ними выявляется все более непрерывной и глубокой. Единая организация всего человечества и организация для единого действия является идеалом в той обстановке, которую мы переживаем в данный момент, когда явно для всех ясной становится совершенно иная возможность всемирной организации всего человечества для безбедной жизни и для благоустройства биосферы, управления этой перестройкой - умом. Биосфера рано ли, поздно ли превратится в ноосферу."
В небольшой заметке, относящейся к 1922 году, под знаменательным заголовком "Об ответственности ученых", В.И. пишет: "Мы подходим к великому перевороту в жизни человечества, с которым не могут сравняться им все ранее пережитые. Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь как он захочет...Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую ему неизбежно должна дать наука?"
В.И.Вернадский не получил при жизни своей ответа на этот вопрос: он скончался 6 января 1945 года, ровно за пол-года до того, как 6 августа 1945 года была сброшена первая ядерная бомба и стало очевидно, что открывшаяся человече-ству могучая ядерная энергия оказалась направленной не на добро, а именно на самоуничтожение человечества. Однако и после первых атомных взрывов, этот феномен ядерной энергии не было понят до конца, понадобилась чернобыльская катастрофа, понадобилось противостояние и смерть ак.Андрея Дмитриевича Сахарова и отлучение от отечества идущих с ним физиков, чтобы коренным образом изменить отношение к перспективам ядерной войны. Сформировавшееся на этой основе "новое мышление", по существу еще раз подтвердило правильность старых идей, предельно четко сформулированныех В.И.Вернадским на заре нашего ядерного века, которыми, к сожалению, пренебрегли и ученые и политики планеты Земли.
И снова нельзя не вспомнить мысль В.И., что "Ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны себя чувствовать ответственными за все посследствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией человечества."
В короткой заметке "О роли личности в истории" читаем: "Вдумываясь в окружающую будничную жизнь, мы можем наблюдать в ней проявления основных идей и верований текущего и прошлого поколений, можем видеть постоянное стре-млние человеческой мысли покорить и поработить себе факты совершенно стихийного на вид характера. ... Быстро исчезает человеческая личность, недолго относительно хранится любовь окружающих...но часто чрезвычайно долго в круговороте теку-щей, будничной жизни сказывается ее мысль и влияние [ее] труда" И далее -"Влияние идеи и мысли на текущую, будничную жизнь широко и постоянно; оно несколько веков становится сильнее и могущественнее"
Эти идеи становятся решающими аргументами высказанных ранее мыслей, имеющих прямое отношение уже к общественному развитию. "Общество тем сильнее, чем оно более сознательно, чем более в нем места сознательной работе по сравнению с другим обществом...Когда есть ряд человеческих обществ, и в этих обществах,годсударствах,в одних широко дана возможность мыслящим единицам высказывать, обсуждать и слагать свое мнение - а в других такая возможность доведена до - minimuma - то первые общества гораздо сильнее и счастливее вторых об-ществ...Если же в первых, сверх того, необходимые коллекти-вные поступки людей делаются на основании правильно состав-ленного мнения лучших людей, а во вторых [обществах] на ос-новании мнения случайного характера - людей случайных - то сила первых обществ еще более увеличивается".
Остается только сожалеть о том, что "Кремлевский мечтатель" на заре создания самого"справедливого для людей государства и общества" или не был знаком с идеями Вернадского или пренеберег ими, высылая за рубежи Российского государства или физически уничтожая лучших представителей отечественной интеллегенции, а его последователи, шли тем же верным коммунистическим путем.
Вот почему труды и мысли В.И.Вернадского долгое время были мало известны широкому кругу общественности, если не считать узких специалистов в области геологических и биологических наук. Выправить эту несправедливость, сделать мысль В.И.Вернадского действительно движущей силой научного прогресса и общественного развития - необходимое действо людей, почитающих себя культурными и интеллегентными, болеющими за судьбы России и ее народов. Эта возможность особенно доступна специалистам в области химии, биологии, биохимии, геологии, других естественно-научных дисциплин.
1. Ноосфера - этап развития биосферы, связанный с появлением человека и его мыслительной способности: результат однонаправленной эволюции высшей нервной деятельности и головного мозга;
2. Человек становится важнейшим (определяющим), фактором развития геологических процессов;
3. Становление и развитие ноосферы - процесс стихийный, не зависящий от воли одного человека, или государств и их объединений;
4. В социальном отношении становление ноосферы требует появление нового, интеграционного мировозрения, дающего возможность соразвития различных культур, религий и традиций на единых пространствах проживания различных этнических и социональных групп населения Земли, а в конечном итоге - на всем земном пространстве. Есть противоречие между тем, что человечество (согласно Вернадскому) охватило все пространство Земли, но не достигло соразвития различных групп населения.
5. Возможности соразвития различных культур возрастают по мере перехода цивилизации от технотронной к информационной.
6. Информационные возможности дают возможность усилить экологизацию развития и производственных процессов за счет максимизации использования энергии и ресурсов. Согласно закону Максимального использования энергии и ресурсов экосистемами.
7. Таким образом, начальным этапом развитии ноосферы можно полагать переход общества к условиям, оговоренным в пп 1-6. Невыполнение указанных условий и отход человечества от вхождения и ноосферу означает его движение к деструкции и, в конечном итоге к самоуничтожению. Или мы общими усилиями всех землян организуем ноосферу или мы перестанем существовать, как наиболее развитая и мыслящая часть живого вещества планеты.
6.5. В.И.Вернадский. Кто он?
В.И.Вернадский родился в С.-Петербурге 12 марта 1863 г. в семье профессора политической экономии и статистики, Ивана Васильевича Вернадского и Анны Петровны, в девичестве Константинович. Отрочество свое он провел в Харькове, куда семья переехала в связи с болезнью отца. В 1885 году он закончил С.-Петербургский университет. Обычное начало биогpафии необыкновенного исследователя охватившего своими интересами и интеллектом этот земной и неземной мир от атомов, молекул и минералов до космического пространства. Ученый, обнаруживший общность между составом и строением океанических вод, земных недр и минералов. Гражданин своего отечества, во многих странах мира утверждавший приоритет Российской науки.
Идеи В.И.Вернадского нельзя объять человеку, даже привычному к научной работе и обладающему достаточно обширной эрудицией. Не хватит времени, не хватит знаний. Не случайно академик А.Е.Ферсман писал о В.И. и его научном наследии: "Десятилетиями, целыми столетиями будут изучаться и углубляться его гениальные идеи, а в трудах его - открываться новые страницы, служащие источником новых исканий; многим исследователям придется учиться его острой упорной, отчеканенной, всегда гениальной, но трудно понимаемой творческой мысли; молодым поколениям он всегда будет служить учителем в науке и ярким образцом плодотворно прожитой жизни". Полемизируя с ак.Ферсманом, геолог и писатель, искренне преданный личности и научному наследию В.И. Вернадского, Р.К. Баландин, замечает, что вряд ли мысли В.И. всегда трудно понимаемы, но они скорее многогранны и глубоки, высказаны своеобразным языком и, добавим мы от себя, нередко неожиданны и всегда очень точно и лаконично изложены. Может быть отсюда, от умения однозначно, полно и кратко излагать свои мысли и начинается возможность и результативность научного творчества.
Позволю себе привести одну коротенькую цитату из работы В.И. "Химическое строение биосферы Земли и ее окружения", поясняющую сказанное. "Я несколько лет тому назад попробовал более понятно выразить вес одной тучи саранчи, наблюдавшейся доктором Карутерсом над Красным морем в 1889 году до организации международной борьбы с саранчей. Вес этой тучи отвечал 4,4*107 т. Он был почти равен весу меди, цинка и свинца, вместе взятых, выработанных человечеством в течение столетия. Туча саранчи - это как бы горная порода в движении".
Действительно, и мозг человека, и мысль в человеке формируются через образ и через слово и, следовательно, чем лучше человек владеет словом, тем точнее он может отразить возникший в уме образ, свою мысль, тем глубже может проникнуть в суть явления или эксперимента, обдумывая его результаты или последствия. Можно напомнить, в этой связи, о прекрасных одах и пионерных для своего времени идеях М.В.Ломоносова, научно художественных книгах и близких к ним по форме описаниях геологических маршрутов В.А.Обручева, научно-фантастических произведениях писателя и палеонтолога И.А.Ефремова, поэмах о камне в прозе и научных работах по минералогии и геохимии ак. А.Е.Ферсмана. Но не только слово. Приобщение к живописи, музыке, конечно же - литературе, все это, в совокупности, формирует интеллект, и в конечном итоге - интерес ко всему сущему, способность к сопоставлению и анализу разрозненных и, казалось бы, не связанных друг с другом фактов и явлений. Возможно эта основа, обеспечила , наряду с редкостным трудолюбием и целеустремленностью, расцвет таланта и поразительные результаты научной деятельности В.И.Вернадского.
Владимиp Иванович жил и творил в конце XIX и пеpвой половине ХХ века. Со дня его смеpти опубликовано в пять или в шесть pаз больше научных pабот, чем за всю истоpию науки до 1945 года. Однако многие его идеи живы сегодня, а некотоpые из них возможно еще ждут своего часа, может быть в XXI веке. По шиpоте охвата научных пpоблем он пpизнается не только естествоиспытателем-энцеклопедистом, но и "всеобъемлющим" умом, как Леонаpдо да Винчи, Кант, Ломоносов, сумевшим пеpешагнуть гpань нашего века и в этом плане его сpавнивать, пожалуй, не с кем. Быть может, главнейшее достоинство его научного твоpчества - синтез знаний, стpемление изучать пpиpодные объекты целиком, обобщенно. Пpичем было подсчитано, что из четыpехсот шестнадцати опубликованных тpудов Веpнадского сто посвящено минеpалогии, семьдесят - биогеохимии, пятьдесят - геохимии, соpок тpи - истоpии наук, тpидцать семь - оpганизационным вопpосам, двадцать девять - кpисталлогpафии, двадцать одна - pадиогеологии, четыpнадцать - почвоведению, остальные - pазным пpоблемам науки, истоpии и т.д. Список, конечно, не полон, следовало бы особо выделить тpуды по биологии, пpоблемам вpемени и симметpии (тpуды, выходящие далеко за пpеделы наук о Земле), общей геологии, учению о полезных ископаемых. Более того, в некотоpых pаботах он затpагивал философские пpоблемы познания, pеальности бытия, вечности жизни. И, наконец, он исследовал истоpию человечества с точки зpения геолога, геохимика и, сейчас мы бы сказали, эколога.
Он пpинадлежал к тем немногим, кому было по силам охватить могучим умом целостность всей каpтины миpа и стать пpовидцем. Hапpимеp, он пpедвидел возможность pазличия пpавого и левого в миpе мелчайших частиц матеpии за двадцать лет до того, как физики задумались об отсутствии симметpии, одноpодности в микpомиpе. Еще в 1922 году он не только пpедвидел возможность пpактического использования ядеpной энеpгии, но и высказывал по этому поводу опасения. Его слова до сих поp остаются актуальными: "Мы подходим к великому перевороту в жизни человечества, с которым не могут сравняться все им раньше пережитые. Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет... Это может случиться в ближайшие годы, может случиться через столетие. Но ясно, что это должно быть. Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до уменья использовать ту силу, которую неизбежно должна дать ему наука?
Ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны себя чувствовать ответственными за последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией человечества".
Интеpес к pаботам В.И.Веpнадского огpомен, совpеменность содеpжащихся в них мыслей пpодолжает поpажать читателя, откpывающего для себя в них все новые и новые пути познания миpа. В последние годы пpедпpинято пеpеиздание многих pабот В.И.Веpнадского. Впpочем до сих поp некотоpые его основные тpуды, посвященные пpоблемам биосфеpы, остаются библиогpафической pедкостью, к сожалению, нет полного собpания его сочинений.
Тем не менее его учение о биосфеpе и ноосфеpе считается наиболее важным его тpудом. Круг его интересов, в какой то степени подтверждает высказанное предположение о пpиpоде его интеллекта и лучше всего может быть показан через его письма. Некоторые из них, написанные жене в период с 1890 по 1910 годы, есть смысл процитировать (с сокращениями). Попробуйте сконцентрировать внимание не только на содержании, но и на форме изложения мысли, на слоге, котрым эти письма написаны.
1890, Полтава. В сущности, впечатление от поездки на родину не из веселых, но, конечно, оно ни в коем случае не неожиданно и не слишком поражающее. Только глубже, только сознательнее становится отношение к жизни, строже отношение к себе возбуждается желание работать и страстная жажда мысли (подчеркнуто, прим.авт.). Понимается, что Мысль в общей жизни человечества - все, самое главное...И я ясно сильно чувствую, как это необходимо, как меня мутят, мучают и раздражают всякие стеснения мысли.
13.10.1890, г. Москва. Прочел на днях несколько комедий Лопе де Вега, которого и раньше кое что читал. Как то в настоящем моем настроении мне гораздо больше по душе вещи для театра, чем романы и повести...Ты в самой форме произведения, как целого, чувствуешь живую полную красоту, изящество постройки, как в хорошем скульптурном или архитектурном произведении...
19.10.1890, г. Москва. Я думаю, что в выражении cogito ergo sum (мыслю - значит, существую, лат., слова принадлежат Декарту, прим.авт.) надо придать лишь более глубокое значение. А приняв целью науку, проследить и ее влияние - именно этой цели - т.е. искания, мысли - на всю человеческую деятельность, на все отношение его ко всему окружающему. Существование человека для науки (называемое иногда служением науки - а я не отделяю от науки, стремящейся к истине, и искусства) вносит в жизнь светлые лучи идеала.
4.06.1892, г. Москва. Кончил я Крейцерову Сонату (Л.Н.Толстого, прим.авт.). Думаю, что много таких примеров в жизни. Но вот что мне показалось и что ярко видно во всмем произведении. Писал старик. который забыл или потерял то чувство поэзии, любви, которые большей частью существуют в человеке и увидел и вспомнил одну формальную сторону. Все мотивы поступков выдуманы hjsn factum (Задним числом, лат., прим.авт.)...
1.08.1900, г. Гаага...Вчера был в концерте в церкви - некоторые вещи на меня произвели сильное впечатление (особенно ария Баха - орган со скрипкой - в первый раз слышал) - мне казалось, что эти звуки как то проникают в меня глубоко, глубоко, что им ритмически отвечают какие то движения души и все мое хорошее, сильное собирается в полные гармонии движения..
16.08.1990, г. Париж Целый день сегодня на выставке... Сегодня мне очень много дал художественный японский отдел, где одновременно видно два течения: японское древнее - подражание и развитие старым японским мастерам и новый современный жанр и пейзаж в этой чуждой нам среде. Как то сильно чувствуешь единое человеческое стремление к истине, которое теперь все больше и больше захватывает весь мир.
23.08.1900, г. Париж. Вчера вечером был с Георгием в опере на "Валькирии" Вагнера. В общем на меня произвело сильное впечатление - очень мужественная музыка, и мне хотелось бы еще раз услышать ее, чтобы понять и пережить то, что в первый раз отозвалось в душе моей большими штрихами..."
Hельзя не заметить, что мужественная музыка Вагнера была долгое время запрещена к исполнению в бывшем Союзе, как символизирующая национал-социалистические идеи.
3.08.1902, г.Берлин. Начал работать в библиотеке и усердно занимаюсь... Библиотека огромная, работаю в ней 8-9 часов, включая завтраки и т.д... Сегодня библиотека закрыта; пойду в зоологический сад и музеи...
Вот такие письма. Вот такой круг интересов, глубина проникновения в сферы искусства, восприятия живописи, музыки, всего того, что, по мысли В.И.Вернадского неотделимо от науки.