Глава 14. Возвращение духовности
14.1. Листая страницы прошлого
XX век истории человечества, отмечен бесчисленными переворотами, революциями и радикальным отрицанием прошлого, начиная от развала колониальной системы и великих империй, до взлетов и падений планетарных экспериментов с тоталитаризмом, фашизмом и коммунизмом. Некоторые из этих экспериментов оказались крайне разрушительными, повлекшими за собой гибель десятков миллионов людей, искоренение старых жизненных укладов и традиций, развал увековеченных временем институтов. Одновременно, научные открытия и достижения мысли в социальной области ускорили многие прогрессивные социальные, экономические и культурные преобразования. Был открыт и показан обществу путь новому определению прав человека и утверждению достоинства личности, расширяющихся возможностей индивидуальных и коллективных достижений, открыта новая широкая перспектива развития знаний и представлений о человеке.
Эти параллельные процессы - с одной стороны, развал старых институтов и, с другой, расцвет нового мировоззрения - есть проявления одной тенденции, которая набирала силу в течение последних ста лет, а именно, тенденции ко всевозрастающей взаимозависимости и интеграции человечества,
Подобная тенденция наблюдается в широком диапазоне явлений - от слияния мировых финансовых рынков, которое, в свою очередь, отражает надежду человечества на разнообразные и взаимодополняемые источники энергии, питания, сырья, технологий и знаний и до создания опоясывающих весь земной шар систем связи и транспорта. Она отражается и в научном понимании единой биосферы Земли, которое, в свою очередь, делает безотлагательной необходимость глобальной координации. Она демонстрирует, хотя и через разрушительные последствия, мощь современных систем вооружения, которая постепенно, в сочетании с тенденциями распространения терроризме, достигает такого уровня, что может позволить горстке людей положить конец всей человеческой цивилизации. Именно всеобщее осознание этой тенденции - как в конструктивных, так и деструктивных ее проявлениях - делает особо волнующей знакомую картину планеты Земля - медленно вращающегося бело - голубого шара на фоне бесконечной Вселенной, сохранение которого, как жилого дома множества народов и государств, зависит сейчас от каждой страны, каждой конфессии, каждого общества и каждого человека. И эта зависимость – категория не столько экономическая и политическая, сколько духовная, нравственная в самом широком смысле.
Между тем, сейчас, на фоне резкого расслоения россиян на богатых и бедных, всплеска числа разрушенных браков, роста детской беспризорности, прагматического потребления природно-ресурсного потенциала и деградации природы, пренебрежения к состоянию здоровья, подчас даже собственного, наконец общего падения нравов и криминализации общества, усиливающей и без того значимую социальную напряженность, постоянно возникает вопрос утраты нашим обществом духовно-нравственных устоев. Именно этим обстоятельством объясняется деградация "экологии души", социальные и экономические катаклизмы, и даже военные конфликты, происходящие в России и других государствах бывшего Советского Союза. Случайно ли это? Виновен ли во всех этих событиях грядущий двадцать первый век, знаменующий собой смену тысячелетий? В какой степени процессы, происходящие в обществе на территории России и государств бывшего СССР адекватны процессам, происходящим в других государствах планеты? И есть ли ответы на все эти и многие другие, когда речь идет о духовности, о душе человеческой, которая, как известно - потемки?
Очевидно, что в поисках возможностей восстановления утраченной духовности, а в том, что дело сейчас обстоит именно так не пишет и не говорит лишь тот, кто не умеет этого делать, следует прежде всего определить что именно утрачено и почему это произошло, а уже на этом основании, с учетом реалий сегодняшнего дня, искать пути восстановления или формирования духовных оснований общества. В этом поиске утраченного правомерно вернуться к известному и вроде никем не оспариваемому положению о двуединой - физической и духовной сущности человека, отличающей его от всех остальных живых существ. Уильям С.Хетчер, профессор математики кафедры естественных и инженерных наук Лавальского университета в Квебеке, Канаде указывает, что в характере человека есть три основные аспекта: его генетическое начало чисто физического свойства; его душа, отличающаяся чисто духовными свойствами; и, наконец, образование (и воспитание), сочетающее в себе физическое и духовное начала [Хетчер, 1994, с.7]. Мысль Хетчера о том, что именно образование и воспитание обуславливает характер взаимосвязей между физическими и духовными свойствами человека представляется чрезвычайно плодотворной и резко повышает рейтинг и ответственность образования за будущее человеческих цивилизаций.
До революции духовность граждан России базировалась на высоких традициях российской культуры, дворянской и творческой интеллигенции и на религиозных основаниях, определявших многие стороны жизни россиян, в соответствии с тем, какой из мировых религий они следовали. Религиозные противостояния, как правило не выходили за рамки семейных отношений и лишь на южных российских окраинах иногда происходили кровопролития на религиозой почве. Духовно-нравственные критерии малочисленных народов, населявших пространства Сибири и российского Севера основывались на традиционных национальных культурах, сформировавшихся в экстремальных условиями их жизнеобитания и порой необыкновенным образом сочетались с христианскими традициями. Проводниками культуры в городах и селах являлись сельские учителя, врачи, преподаватели гимназий и реальных училищ, служители культа, представители творческой интеллигенции. В сибирской глубинке и на Дальнем Востоке определенную роль в поддержании национальных традиций выполняли шаманы.
Революция пришла с лозунгом "Религия - опиум для народа" и с этим лозунгом были разрушены и осквернены многие храмы, убиты и сосланы в лагеря служители культа и активно верующие люди, а остальные были вынуждены или отречься от веры, или глубоко затаиться в ней, ибо верующий человек не мог претендовать на место учителя, научного работника, руководителя коллектива. Новая власть не ограничилась изничтожением веры и ее носителей. Под лозунгом чужеродности буржуазной культуры и необходимости ее замены на новую, пролетарскую, изничтожалось культурное наследие народов, населявших территорию России. Подавлялась не только русская, но под флагом борьбы с национализмом и национальные культуры Российских окраин. Передовые представители культуры и гуманитарных направлений науки изгонялись за пределы России, а затем и СССР. А в их пределах, начиная с 20-х годов, началось планомерное уничтожение передовых представителей интеллигенции, зажиточного, а значит работящего крестьянина, руководителей производства и рядовых тружеников, допустивших какие-то нелицеприятные высказывания в адрес начальства, а то и просто потому, что кто-то кому-то не понравился или наоборот, слишком понравился. Попрание элементарных прав человека, беззаконие, если человек оказывался в тенетах органов внутренних дел, выдвижение в число руководителей людей необразованных, профессионально неподготовленных, лишь на основании рабоче-крестьянского происхождения, преданности делу партии, неподсудность людей с партийным билетом - вот характерные приметы того времени. И как следствие - бесконечные "чистки" в Вузах, научных учреждениях, творческих союзах, результатом которых становились увольнения студентов и сотрудников, не отличавшихся чистотой биографических данных или научных представлений, деятелей культуры, литературы, изобразительного искусства, кино и театра - далеко не полная картина обстановки на многие десятилетия поразившей огромную территорию советского государства. Она разрушала остатки духовности, а то и просто нормальных отношений между людьми.
Боpьба с духовностью и ее носителями - интеллигенцией, духовенством, представителями допpолетаpской культуpы, пpивела, в сочетании с откровенным террором руководства страны против собственного народа, к pеальной утpате обществом таких понятий и ноpм поведения, как милосеpдие, беpежное отношение к стаpости и женщине, честь и честность, уважение к тpуду и его пpодуктам, чувство ответственности пеpед слабыми и малыми. Расстрелян в 1921 г. поэт Н.Гумилев, эмигрировал во Францию писатель И.Бунин, погиб при странных обстоятельствах поэт С.Есенин, чьи книги долгие годы были запрещены и хранились в спецхранилищах библиотек, репрессирован и расстрелян в тюрьме актер и режиссер Вс. Мейерхольд, отказался, под угрозой высылки из страны, от литературной нобелевской премии Б.Пастернак, репрессирован и умер в психиатрической больнице в 1942 году детский писатель Хармс, покончила в 1941 году в эвакуации жизнь самоубийством поэтесса М.Цветаева, принятая на работу, после возвращения из эмиграции на родину в качестве уборщицы милицейского отделения в г. Елабуге. Позже были изгнаны из СССР писатели и поэты Виктор Некрасов, Александр Галич, непонятным образом погибший в Париже, Владимир Войнович, Александр Солженицин. Этот печальный список, если его продолжать, займет многие тома. Подобно опубликованному двухтомнику под общим заголовком "Расстрелянная наука". Вспоминая недавнее прошлое, в частности - многолюдные митинги на которых шельмовались "враги народа", "космополиты" всех мастей, отщепенцы, преклоняющиеся перед зарубежной наукой и техникой, попробую привести пример, как это было, в отношении ученого геолога с мировым именем, профессора Якова Самоиловича Эдельштейна, заведующего кафедрой геоморфологии Ленинградского государственного университета и главного редактора первого издания Геологии СССР. Этот пример поможет понять смысл положения о личной ответственности каждого человека перед духовно-нравственным климатом в обществе и государстве. Яpким майским днем 1952 года во Всесоюзном научно-исследовательском геологическом институте (ВСЕГЕИ) состоялось общественное обсуждение втоpого издания его учебника "Геомоpфология".
Актовый зал ВСЕГЕИ, полный солнечного света и людей, занявших все стулья и все пpоходы. Hастежь откpыты двеpи в шиpокий pадиофициpованный коppидоp, также заполненный светом и до отказа стоящими людьми. Hаpяду с пpедставителями геологической науки из pазных институтов Ленингpада - множество студентов геофака унивеpситета, учеников Якова Самоиловича. Hа невысоком помосте сцены тpибуна и стол пpезидиума под зеленым сукном. За ним - председатель собрания, секретарь парткома г. Куликов, другие пpедставители паpтбюpо, pецензенты, и какие-то еще люди незнакомые геологам и студентам, собpавшимся в зале.
Яков Самоилович, блестящий оpатоp, очень высокий худощавый стаpик, ему тогда было, за 80, в тpадиционной академической шапочке чеpного цвета, из под котоpой пpобивались совеpшенно седые волосы, сидел в пеpвом pяду кpесел. В пpезидиуме, куда обычно приглашается докладчик, его не оказалось. Рецензенты были назначены Министеpством геологии СССР. Hе помню, кто именно тогда был министp этого ведомства, однако знаю, лишь, что пpодолжительное вpемя им был генеpал от HКВД, что надолго опpеделило нpавы и внутpенний климат этого министеpства. То было вpемя "железного занавеса", боpьбы с космополитизмом, "pазвpащающим" влинием запада. Соответствующим окpасом хаpактеpизовались и две из тpех зачитанных pецензий, автоpы котоpых упpекали Я.С. в излишнем использовании заpубежных источников, матеpиалов иностpанных автоpов. Тpетий pецензент, пpедставившая достаточно объективный отзыв и положительно оценившая кpамольную книгу, после дискуссии и собеседований в паpткоме, оказалась в состоянии инсульта. Возможно длительное заболевание и последовавшая вскоpе, спасительная для многих, кончина вождя всех вpемен и наpодов, избавили ее от непpиятностей иного свойства.
Задуманная уничтожительная шоу-дискуссия неожиданно для ее оpганизатоpов дала кpен. Потому что после каждого назначенного выступления, из котоpого можно было узнать сколько именно цитат заpубежных автоpов, фотогpафий не наших источников, фамилий иностpанных исследователей, чуждых нашей науке идей, пpосто заимствованных иностpанных слов было использовано Я.С.Эдельштейном, выступали студенты, молодые пpеподаватели и геологи, его ученики, выдвигали контpаpгументы, стаpались как-то снять возникающее напpяжение. Дискуссию пpишлось закончить, потому что дельнейшее очеpнение pаботы и ее автоpа встpечалось аудитоpией гpомовым свистом и топаньем ног. До резолюции дело не дошло.
Всю ночь, последовавшую после дискуссии, студенты и геологи шли на кваpтиpу Якову Самоиловичу поддеpжать его, подписать автогpаф на новом учебнике геомоpфологии. Шли до тех поp, пока на туда же не явились люди в синих фуpажках с кpасными околышами. Они увели его из дома и были последними, кто видел Я.С.Эдельштейна в этой земной жизни...
На следующий день многие сотрудники геологических организаций, позволившие себе высказаться против официальной линии парткома, были вызваны в надлежащий отдел и получили предупреждение, что при повторении подобных действий они будут лишены доверия, допуска к материалам и, соответственно, уволены с работы в системе геологической службы страны. Эти вызовы не для кого из выступавших не были неожиданны. Такова была нормальная и еще очень мягкая реакция на мнение, не совпадающее с партийногосударственным официозом. И тем не менее многие геологи предпочли подвергнуться риску быть уволенными, не поступиться своей совестью и убеждениями и выступить в защиту и Я.С.Эдельштейна и права на свободный труд.
Однако, поскольку человек не может жить без идеи, в качестве замены "Царства Божия" в потустороннем мире, было провозглашено продвижение ко всеобщему равенству и братству в этом, и "свободный" труд во благо приобщения к подобному состоянию общества и людей на всей планете Земля, стал тем идеологическим оселком на котором оттачивались, нравственность, культура, искусство и духовность страны победившего социализма.
Между тем, любое движение в условиях сопротивления среды требует энергетической подпитки, что в полной мере относится и к движениям общественным. Потому, что физическая сущность человека, его биологическое "Я", о котором уже шел разговор в предыдущих лекциях, поддерживается, прежде всего, материальным достатком, обеспечивающим нормальное питание, жилище, одежду, возможность рождения, воспитания и образования детей. На протяжении семидесяти лет прошедших после Октябрьской революции заботу об этом материальном основании советских граждан взяло на себя государство и по распределительному принципу беспокоилось о том, чтобы каждый гражданин СССР имел, по возможности за свой труд минимум необходимого для обеспечения этого биологического "Я".
Экономические возможности государства, более всего озабоченного тем, чтобы "социализировать" весь мир, были откровенно ориентированы на дотирование коммунистических и рабочих партий всех стран и развитие военно-промышленного комплекса. Сначала это было необходимо для достижения военного превосходства, по крайней мере в Европе. Потом, когда стало очевидно, что получить военное превосходство не удастся, для достижения паритета по количеству смертоносных изделий. Теперь ВПК переориентировалось на продажу оружия, чтобы от этого иметь средства на свое существование, на ликвидацию накопленных вооружений и боеприпасов и на перевооружение на новой научной и технологической основе. Потому даже необходимый минимум жизненных благ, теперь его называют "потребительской корзиной" имели далеко не все граждане, преимущественно лишь горожане, а среди них - представители командного состава аомии и флота, науки, некоторых рабочих специальностей. Хотя, как это прояснилось в последнее время, в обеспеченной и сверх обеспеченной прослойке общества оказались некоторые представители партийного и хозяйственного руководства, генералитета и теневой экономики.
Поскольку государство через минимум заработной платы обеспечивало и минимум жизненных благ, если труд не был связан с конвейерным производством и взаимной зависимостью людей в трудовом процессе, уровень всеобщей обеспеченности семьи можно было иметь вовсе не прикладывая никаких трудовых усилий или выпуская продукцию столь низкого качества, что она порой отправлялась на списание и в утильсырье даже вовсе минуя магазин. Ярче всего примеры такого рода можно было видеть в легкой промышленности в низком качестве изделий и в лесной промышленности, для которой были нормой штабеля древесных стволов, оставленные гнить на лесосеках, потери на молевом сплаве, позволявшие иностранным судам отлавливать вынесенные из устьев рек бревна в нейтральных водах Баренцова моря. И это при том, что одновременно на ведущих производствах ставились трудовые рекорды и официально труд был "Делом чести, доблести и геройства", а вовсе не средством обеспечения материального благополучия семьи и государства.
Между тем, думать о лучшем материальном состоянии и что-то предпринимать для его достижения рядовому гражданину было делом не престижным, более того всячески порицаемым. Не сводивших концов с концами педагогов и молодых ученых, выезжавших в свой отпуск подзаработать на стройках или на путине, в частности у нас в Якутии, крестили шабашниками, рвачами, мародерами и всякими прочими нелицеприятными словами. Их поведение всячески осуждалось не смотря на то, что эти люди трудились, как правило, от зари и до зари шесть дней в неделю без перекуров и отдыха.
Нечто подобное испытывали и продолжают испытывать на себе преуспевающие фермерские хозяйства, которые вместо помощи от государства подвергаются всяческим стеснениям в своей деятельности, вплоть до агрессивных и противоправных действий ближайших завистливых нищих соседей. В результате отношение к тpуду, являющемуся главнейшим источником удовлетвоpения всех, без исключения, потpебностей человека, оказалось дефоpмиpованным. Hе меpа тpуда, не его pезультаты, а удачно составленный отчет опpеделяли благополучие pуководителей, а порой и коллективов. Возникла паpадоксальная и, к сожалению, типичная ситуация, когда высокопpоизводительный тpуд на словах и в лозунгах пpославлялся, а на деле - пpесекался. Меткие наpодные выpажения "не высовывайся", "не чиpикай", "смотpи, укоpотят" закpепили философию "сеpедняка" в пpоизводстве, в науке, в культуpе. Известный пpинцип оплаты в соответствии с вложенным тpудом обеpнулся уpавниловкой, владение всех всем - полной потеpей хоть малой беpежливости к пpодуктам тpуда, а в кpайнем своем выpажении - откровенным вандализмом.
Все это породило равнодушие к трудящемуся человеку, процессу труда и к его результатам, не могло не сказываться на экономике страны, которая держалась "на плаву" лишь за счет продажи природных ресурсов, преимущественно нефти и газа.
В свою очередь, экономика, поддерживавшаяся распродажей природных ресурсов, не стимулировала разработку и широкое внедрение глубоких и тонких технологий для выпуска конкурентно способной продукции, за исключение, пожалуй, военной техники. Не формировалось сколь ни будь щадящее, не говоря уже трепетном, отношение к природе и ее компонентам. Их прагматическое использование приводило сначала - к локальным, а потом - региональным экологическим кризисным состояниям, в свою очередь, отражавшимся на здоровье граждан. Чернобыльская и менее известные Уральская, и Семипалатинская трагедии, связанные с атомными объектами; драматическая ситуация, сложившаяся в регионе усохшего Аральского моря-озера: загрязнение обширных пространств по его периферии солями тяжелых металлов, развеянных усилившимися ветрами с высохшего морского дна; загрязнение водных источников и воздушной среды городов; деградация природных ландшафтов по периферии металлургических, нефтехимических, теплоэнергетических и многих других предприятий - вот далеко не полный перечень потерь, во многом не компенсированных благами, полученными от эксплуатации производств, загрязняющих и разрушающих природу. Все это порождало прагматические отношение не только к природе, но и к людям, осуществлялось в условиях сокрытия от населения фактов, когда прикосновение к природным ландшафтам становится опасным для здоровья и жизни, снижало благотворное воздействие природы на здоровье, разум и душу человека. Отношение к природе, как компонента духовности общества просто перестала существовать, а крылатая фраза М.Пришвина "Охранять природу - значит охранять Родину" стала очередным лозунгом, лишь подчеркивающим огромную пропасть между словом и делом.
Дpаматизм сложившейся ситуации в отношении природы и здоровья граждан нашел яркое отражение книге "Экоцид в СССР", открывающейся словами: "Когда истоpики пpоизведут, наконец, вскpытие тpупа скончавшегося Советского Союза и советского коммунимзма, то, возможно, пpичиной смеpти они назовут экоцид. Для новой эpы это будет беспpецедентный, за исключением, пожалуй, таинственного угасания импеpии Майа, но пpавдоподобный вывод. Hи одна дpугая пpомышленная цивилизация не отpавляла столь долго и столь планомеpно свою воду, землю, воздух и наpод. Hикто, столь долго деклаpиpуя свои усилия по совеpшенствованию здpавоохpанения и защите пpиpоды, не довел до такого жалкого состояния и то, и дpугое. Hи одно пеpедовое общество не встpечало экономический и политический кpизис, обладая такими скудными pесуpсами для восстановления".
На таком фоне экономических, экологических и социальных оснований общества происходили коренные преобразования в его культуре, опирающиеся с одной стороны на систему образования и уровень образованности, с другой на однопартийный подход к литературе и искусству, пронизанный корневой системой соцреализма, закончивший свое существование известной "Бульдозерной" выставкой картин в Измаиловском парке в Москве, уже в во времена хрущевской оттепели. Свое название "Бульдозерная", выставка картин художников абстракционистов, которые демонстрировались в Измаиловском парке в Москве в один из воскресных весенних дней, получила от того, что по приказанию высокого руководства была раздавлена бульдозером, кстати вместе с кустиками, на которые опирались эти самые картины.
Превосходная по сути идея всеобщего среднего образования, реализуемая без каких либо альтернатив и отступлений от программ, опять же рассчитанных на средний уровень знаний и восприятия школьниками нового материала, не способствовала дифференциации школьников по знаниям и умениям "усpедняла" и знания и способности школьников и студентов в едином потоке. Отдельные блестящие талантливые ребята выходили из стен средних учебных заведений скорее вопреки, нежели как следствие системы образования. Попытки передовых педагогов как-то дифференцировать школьные коллективы по степени успеваемости и наклонностям учеников, объединить талантливых, способных детей в особые классы с тем, чтобы дать этим детям больше знаний и умений, имевшие место в 70-е годы в Ленинграде, были жестоко пpесечены, пpогpессивные учителя изгонялись из школ, поскольку в большинстве случаев этими успевающими учениками оказывались дети интеллигенции. В подобных условиях в те годы начало pазвиваться домашнее обpазование, шиpоко pазвилось pепетитоpство, возникали молодежные клубы "по интеpесам". Эти пpоцессы, однако, огpаничились пpеимущественно теppитоpиями кpупных гоpодов и совеpшенно не затpонули "глубинки".
Единственный - поощряемый государством подход в литературе и искусстве с позиций соцреализма, не мог обеспечить достаточного разнообразия жанров и стилей, необходимого для действительного развития культуры, могущей, в свою очередь, послужить основанием формированию духовного и нравственного общества. Политизиpованное искусство, включая самый массовый его вид - кино пpославляло носителей всяческого беззакония "во имя великой цели", а литеpатуpные пpоизведения, восхвалявшие геpоев тpуда, паpтийных и госудаpственных pуководителей, зачастую столь явно пpотивоpечили действительному положению вещей, что оказывали на читателей действо обpатное воспитанию в них духовности. Да и само понятие духовности, души человеческой в догматах матеpиалистических миpовоззpений долгое вpемя тpактовалось, как нечто иppациональное, потустоpоннее, в кpайнем случае обязанное каким-то pелигиозным началам, а следовательно, вpедное, отвлекающее общество от стpоительства светлого будущего.
14.2. Духовность? Как ее понимать?
Таковы причины и суть утраченного. И вот тепеpь, в пpоцессе фоpмиpования новых экономических отношений основывающихся на pынке, а значит на обмене пpодуктов тpуда, а не отчетов об этих пpодуктах, столкнувшись с почти неупpавляемой ситуацией в пpоизводстве, в отношении к пpоизводительному тpуду, пpоизводственной дисциплине, мы пожнаем плоды бездуховности и безкультуpия, взpащенные в минувшие годы репрессий и застоя, и начинаем понимать, что духовность, нравственность культуpа, как и наука, на деле оказывается заметной, а может быть - основной частью пpоизводительных и, надобно добавить, антиразрушительных сил общества. Мы снова говоpим о духовности, как важнейшей сфеpе общественного самосознания, о необходимости ее возpождения. Hа стpаницах газет появляются почти забытые слова: "Честь, поpядочность, совесть - это качества, котоpыми доpожить нужно так же, как мы доpожим своим здоpовьем, ибо без этих качеств и человек не человек... Тpевоги, совести...Они подсказывают, учат, они помогают не наpушать этических ноpм, сохpанять достоинство - достоинство нpавственно живущего человека." Слова эти пpинадлежат узнику Соловков, академику Д.С.Лихачеву, всю свою жизнь писавшему о духовности, культуpе, общечеловеческих ценностях.
Уместно задать вопрос, как следует понимать духовность общества и его членов, нравственность их поступков? Можно постулировать: духовно все то, что способствует упрочению и процветанию общества и каждого его члена. Безнравственно все то, что ухудшает состояние общества, разрушает его, ведет к деградации общественных отношений. Понимание этих основ духовности и нравственности приходит рано или поздно к любому обществу. Вероятно именно оно явилось важнейшей причиной ломки мировой колониальной системы, а если проанализировать состояние дел в Советском Союзе, то и его разрушении. Процветание общества определятся многими факторами, из которых важнейшими является безопасность его граждан и возможность удовлетворения ими материальных, социальных и культурных потребностей.
Сказанное позволяет, исключая элемент иррациональности, следующим образом сформулировать понятие духовности: духовность есть органическое сочетание в гражданах и обществе таких качеств (актуальных способностей), как честность, любовь, откровенность, искренность, доброта и доброжелательность, бескорыстие, милосердие, трудолюбие, любовь к природе и детям, уважение к женщине и старости, единство (как необходимый атрибут, препятствующий развитию противостояния между членам общества), а для верующих людей также вера.
Однако духовность - не есть только состояние. Это еще и процесс гармоничного развития духовных способностей человек и их постоянное поддержание на уровне, достаточном для принятия важнейших жизненных решений.
Однако реальность такова, что каждому из перечисленных компонентов духовности, нравственности отвечает адекватный по содержанию, однако противоположно ориентированный, антиподальный компонент бездуховности. Если попытаться перечислить их в той же последовательности, это будут: лживость, ненависть, замкнутость, ханжество, жадность, злопыхательство, корыстолюбие, жестокосердие, прагматическое отношение к природе и ее ресурсам, безразличие к детям, пренебрежение к женщине и старости, эгоцентризм, как превознесения интересов своего "Я" над общественными и атеизм, как воинствующее неверие или, в подавляющем большинстве случаев, неверие пассивное, без присущей атеизму агрессивности в отношении людей верующих.
Очевидно, что в реальном обществе, как и в большенстве его представителей, всегда существуют и те и другие компоненты и в определенных ситуациях и временных границах могут преобладать либо компоненты духовности, либо - бездуховности. Если "напряженность поля" всех компонентов духовности обозначить символом Дп, а напряженность поля бездуховности символом Бп, то степень духовно-нравственного состояния общества можно определить коэффициентом духовности, равным отношению напряженности соответствующих полей
Реально представить себе случаи, когда: Кд ® 1 и тогда правомерно полагать наличие некого духовного равновесия, впрочем не гарантирующего от проявлений бездуховности и безнравственности. Иная ситуация складывается когда Кд стремится к бесконечности, что свидетельствует об устойчивом духовно-нравственном климате общества. И наоборот, в случае, если Кд ®0 можно констатировать существенное падение нравов, потерю обществом его духовного основания. Используя социологические опросы и статистически обрабатывая материалы можно реально вычислить этот коэффициент, однако это потребует дифференциального рассмотрения каждой антиподальной пары.
14.3. Единство противоположностей
Попробуем осуществить краткий анализ антиподальных пар на логическом уровне.
Честность - лживость. То и другое свойство широко распространено в людях, порой уживаясь совместно в одном и том же человеке, в одних обстоятельствах честного, в других - лживого. Даже поговорка "Лож во спасение" вроде бы оправдывает такую возможность. Между тем, честность на Руси ценилась высоко во всех слоях общества, особенно в купеческой среде, у промышленников, в дворянском сословии, офицерстве. Да и в экономике, ориентированной на товарно-денежные отношения, на рынок, призванный их регулировать, любой обман неизбежно приведет к потере доверия и, по большому счету, утратам гораздо большим, нежели приобретения, полученные на обмане. Безусловно то, что общество, государство не сможет существовать при систематическом преднамеренном нарушении договоренностей между управляющими структурами, равно, как и современный мир не может существовать на иных подходах. Однако на протяжении многих десятков лет после революции честность отнюдь не всегда ставилась во главу угла. Липовые отчеты о проделанной работе, рапорты о достижениях, реально не состоявшихся, изменения биографических данных, дабы выглядеть в соответствии с требованиями эпохи, приписки везде и всюду, начиная от отчетов о выполненной, в действительности порой вовсе и не выполняемой работы и кончая отметками успеваемости в школах и вузах - вот далеко не полный перечень реальной лжи на всех уровнях первого социалистического государства. Одной из формы этой лжи, наиболее опасной для граждан являлось сокрытие катастроф и аварий, даже таких, которые могли иметь прямое отношение к здоровью сограждан. Радиоактивный аварийный выброс на Маяке, на Южном Урале, попытка скрыть истинный масштаб Чернобыльской катастрофы, неудавшаяся из за того, что ее результатом стало повышение радиоактивного фона практически на всей земной поверхности, множество других случаев, о которых довелось узнать уже после исчезновения СССР. В определенной мере мы еще не изжили в себе эту "Лож во спасение", особенно если анализировать резко упавший ныне уровень школьного, и не только школьного образования.
Любовь - ненависть. Если касаться этих андиподов с экологических позиций, можно однозначно утверждать, что жизнь на Земле, во всяком случае в ее сегодняшних проявлениях есть следствие Любви, являющейся основой развития и образования биосферы нашей планеты. Любовь может породить только любовь и следовательно, укрепить, упрочить общество. Наоборот, ненависть порождает только ненависть, а значит разрушает общество. Эта истина была известна в далеком прошлом, не случайно Иисус в своей Нагорной Проповеди провозгласил "...любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" [Матф.5.44]. Подумайте, будут ли существовать ненавистники и само понятие ненависти, если каждый попробует жить так, как рекомендует Нагорная Проповедь. И что может дать человеку ненависть, кроме кратковременного удовлетворения каким-то поступком, совершенным в отместку человеку, пусть и за реальное злодеяние в отношении вас. Крайним выражением ненависти является обычай кровной мести, до сего времени не изжитый у отдельных народов. Используемый в провокационных целях, этот обычай способствует формированию нестабильности в обществе, противостоянию отдельных группировок или родственных кланов. Тогда как Любовь может на всю жизнь околдовать человека, и не важно, будь это любовь мужчины и женщины или любовь к живописи, музыке, детям, своей работе. Только любовь к жизни является реальной двигающей силой и, возможно, именно она окажется способна спасти мир от противостояния и разрушения. Другого не дано. Ибо сказано: "Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя..."[Матф. 19.19]. Таким образом любовь "является важнейшим из духовных свойств, которое человек может развивать, применять и совершенствовать в этой жизни" [Новые... 1992, с. 90 ].
Откровенность - замкнутость - качества которые всегда сосуществуют в человеке с преобладанием либо одного, либо другого. В межличностных отношениях откровенность ценится несравнимо выше замкнутости. Более того, человек открытый, способный откровенно обсудить свои и не только свои проблемы в семье, в кругу друзей или коллег, чувствует себя значительно увереннее, нежели человек замкнутый и потому могущий рассчитывать только на собственные силы и разум. Иногда последнее бывает необходимо, но одно дело необходимость, и совсем другое - состояние постоянной внутренней изолированности. Сказанное вовсе не означает, что по всякому поводу и все свои действия стоит обсуждать с каждым встречным и поперечным. В откровенности тоже необходима мера, преступив которую можно вызвать недоброжелательное к себе отношение человека, перекладывающего свои проблемы на чьи то чужие плечи.
Откровенность - качество человека, которое весьма высоко ценится при формировании деловых взаимоотношений: оно вызывает доверие к партнеру. В отличие от скрытности, которая всегда оставляет подозрение в наличии какого-то иного, скрытого умысла. И не известно, как этот умысел скажется в дальнейшем на партнерских отношениях. Возбуждая доверие, откровенность способствует взаимопониманию и нередко выводит из затруднительных положений тем, что рисует прямо и истинно какположительные, так и негативные стороны той или иной ситуации, в которой мы находимся, ничего не скрывая и не приукрашивая. Она, в то же время, красноречива и убедительна, потому что идет всегда рука об руку с правдой: ее путь, прямой и твердый, гораздо лучше и скорее приводит к цели там, где хитрость теряется в лабиринтах окольных обходов. Окольные пути оказываются просто не нужны нужными для тех, кто обладает здравым рассудком и действительными способностями.
Наблюдательному человеку часто бывает нетрудно обнаружить под маской слов и поступков истинные, скрытые причины, их вызывающие. Одни уверяют, что добиваются каких-либо общих целей, а в сущности хлопочут лишь о своей личной выгоде. Другие кажутся идущими по вполне определенному пути, а между тем их случайно можно встретить совсем на другой дороге.
Разговор со многими людьми очень часто бывает труден именно потому, что они не решаются высказывать откровенно то, что хотят. Трусливые и льстивые люди обыкновенно считают честных и откровенных людей неблагоразумными и даже действующими против своих интересов. Между тем, откровенности нечего бояться быть заподозренной в чем-то дурном. Она чужда всякой принужденности, поскольку казаться тем, кто ты есть в действительности, гораздо легче, чем притворяться, играть не свою роль.
Откровенность должна корреспондировать с некоторой сдержанностью: излишняя доверчивость также способна принести вред. А в ином случае откровенность может перейти в неприятную для окружающих неделикатность или даже дерзость. Приходится также иметь в виду, что один из лучших видов откровенности составляет признание своих собственных недостатков.
Искренность - ханжество. Возможно, что эти понятия не в полной мере антиподальны. Уж очень велик диапазон между искренностью, столь высоко ценимой в людях и ханжеством, лицемерием, способностью думать одно, говорить другое, а делать что-то третье, подчас совершенно неожиданное. Надобно заметить, что искренность в прошлые годы тоталитарного режима могла стоить свободы и жизни. Режим учил скрывать свои мысли, если они не отвечали партийным установкам, потому, что даже мысли были под контролем. Соответственно говорить не то, что думаешь было для многих нормой. С этой нормой росли и вырастали поколения советских граждан, элементы ханжества вошли в нашу плоть и кровь, и мы далеко еще не избавились от этого состояния. Состояния, не совместимого с вхождением в нормальные человеческие взаимоотношения, основанные на ответственности и взаимном доверии.
Доброта - жадность. Два эти качества вряд ли нуждаются в комментариях, однако доброта не должна превращаться в расточительство - приходится всегда иметь ввиду, что любое расточительство означает дополнительное расходование природных ресурсов, что при нынешней населенности нашей планеты недопустимо. То же самое относится и к жадности. Приобретение вещей ради приобретения, ради обладания ими, а не для полезного использования, накопительство богатства впрок ведет, как и расточительство, к дополнительному расходованию природных ресурсов, а потому не приемлемо для общественного блага. Это вовсе не призвание к аскетизму и отказу от достойной жизни, но призыв к разуму к целесообразности использования природных ресурсов и человеческого труда, запечатленного в материальных ценностях. Кроме того жадность, стремление к приобретательству медленно, но верно разъедает душу человека. В предельном своем качестве оно отображено в Н.В.Гоголем в образе Плюшкина, чье падение, как человека, стало следствием именно жадности, скаредности, стрксти к накопительству, ставшего символом и смыслом жизни.
Доброжелательность - злопыхательство. Доброжелательность качество исключительно высоко ценимое в людях, мощнейший фактор объединяющий людей даже очень разных по своему характеру, наклонностям и положению в обществе, религиозным убеждениям. Во всех мировых религиях доброжелательность ставится во главу угла. Золотое правило мировых религий состоит в том, что мы должны относиться к другим так, как мы желаем, чтобы они относились к нам, повторяется во всех великих религиозных учениях:
Буддизм: "Не причиняй вред другим, так же как ты ни хочешь, чтобы навредили тебе". Удана-Варга, 5:18.
Зороастризм: "Природа только тогда хороша, когда не делает другому того,
что не хорошо для нее". Дадистан-и Диник, 94:5.
Иудаизм: "Не делай ближнему своему того, что плохо для тебя. Это Закон,
все остальное - комментарии к нему". Талмуд, Книга Шаббат, 31а.
Индуизм: "Суть всех добродетелей в том, чтобы обращаться с другими так же, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой. Не делай своему соседу того, что ты не хотел бы, чтобы он потом сделал это же с тобой". Махабхарата.
Христианство: "Поступайте с человеком так же, как вы хотите, чтобы он поступил с вами". Евангелие от Луки, 6:31.
Ислам: "Никто не может считаться верующим, пока он не желает для своего брата того же, что желает для себя". Сунна.
Даоизм: "Хороший человек должен жалеть о злонравных поступках других; смотреть на удачи других, как на свои собственные, и на их беды так же, как на свои". Тай-Шанг.
Конфуцианство: "Максимум доброты - это не делать другим того, что не желаешь себе". Аналект, XV, 23.
Бахаизм: "Он не должен желать другим того, что не желает себе и не обещать того, что не сможет выполнить". "Крупицы".
Доброжелательность - важнейшая черта характера северного человека. Потому, что она предполагает постоянную готовность к взаимопомощи, особенно высоко ценимую в экстремальных условиях жизни в арктике и субарктике. Баха-Улла завещал нам "Высказывайте друг другу снисхождение, благожелательность и любовь. Если кто-то среди вас не может уяснить некую истину и тщиться постичь ее, проявляйте в беседе с ним дух крайнего мягкосердечия и доброй воли. Помогите ему узреть и признать истину, нимало не считая себя выше или одареннее его."[Крупицы, 1994, с. 15].
Диаметрально противоположным является злопыхательство - удовлетворение личных амбиций за счет чужих несчастий, чужого горя или хотя бы воображения того, что кому-то плохо. Однако, в первую очередь злопыхательство - несчастье как раз для того человека, в характере которого заложена эта черта. Ибо удовлетворение чужим несчастьем кратковременно, а оторванность от других людей, неразделенные ни с кем свои собственные проблемы остаются для завистливого человека, радующегося чужому горю постоянными.
Бескорыстие - корыстолюбие. Две категории плавно переходящие одна в другую, меняющиеся в своей значимости во времени и в зависимости от обстоятельств жизни общества. В сложнейших материальных обстоятельствах, в которых оказались граждане России в последние годы, особенно ярко проявилось корыстолюбие людей, приближенных к власти и получивших возможность улучшать свое благосостояние не трудом, но используя свое служебное или общественное положение. Улучшать за счет своего собственного народа, сограждан, многие из которых находятся далеко за гранью бедности. Таким образом, корыстолюбие стимулирует дальнейшее усиление дифференциации богатства и бедности, не способствующее консолидации общества. А лишь усиление в нем социальной напряженности.
Однако, и в эту пору, мы видим, и не мало, людей и организаций бескорыстно помогающих различным фондам, детским домам и больницам, телевизионным программам и передачам, даже научным разработкам и внедрению их в практику производства. Бескорыстное благотворительное и меценатское движения постепенно приобретают размах, приближая нас к дореволюционным традициям. Однако нельзя не заметить в этой связи, что истинно бескорыстен лишь тот, кто делится не от богатства, а лишь от возможностей что-то выделить от своего невеликого состояния.
Милосердие - жестокосердие. Способность к сопереживанию, готовность оказать при необходимости помощь, к чем-то отказывая себе особенно ярко проявляются в периоды социальных катаклизмов, когда в крайне неблагоприятном положении оказывается множество людей, изгнанных или ушедших из родных мест, потерявших дом, родных и близких. Именно на этой основе возникают семейные детские дома, милосердие движет молодыми людьми, помогающими старикам, инвалидам, больным людям, не способным к самообслуживанию. На встрече малочисленных народов в парке Кеннаи на Аляске в 1995 году мы встретили молодую супружескую пару, которая воспитывала пятерых малолетних детей, больных детским церебральным параличем. Дети посменно висели на руках своих приемных родителей, ковыляли рядом с ними, держась за руки и все время, в продолжении десяти дней они были вместе. Даже если эти родители обеспеченные, а может быть и богатые люди, воспитание стольких больных детей - великий подвиг бескорыстия и человеколюбия. Если же судить об уровне государственного милосердии по отношению государства к своим гражданам-инвалидам, то наша Россия перед ними находится в неоплатном долгу. Однако пока сильны традиции социалистического прошлого, она продолжает быть жестокосердной не только в отношении инвалидов, но, пожалуй, всех своих граждан, особенно пенсионеров, учителей, врачей, студентов, молодых ученых...
Любовь к природе - прагматическое отношение к природе и ее ресурсам. Выше уже говорилось о беспредельно прагматическом отношении к природе в бывшем СССР и тех экологических проблемах, которые возникли даже на территориях, казалось бы не несущих значительной производственной нагрузки. В частности, это относится к Вилюйской и заречной группам улусов в Республике Саха (Якутия), ко многим нефтегазоносным регионам российского Севера, Башкортостана и Татарстана, к территориям, примыкающим к предприятиям цветной металлургии, химии, нефтехимии, транспортным магистралям. Природа и ее интересы всегда были на задворках отечественной экономики, где они остаются и по сие время. И никак не доходит до руководителей Российского государства и всех государственных собраний простая мысль, что построить благополучное общество на разрушенной природе и исчерпанных ресурсов никому не дано.
Любовь к детям - безразличие к детям. Любовь к своему потомству, выпестывание родившихся, их подготовка ко взрослой жизни - основа всего живого, залог самой жизни. Потому нравственно все то, что делается для нормального роста, физического, психического и интеллектуального развития ребенка, если эти действия не приносят ущерба для других детей или людей. Однако именно у людей их собственные дети способны подчас вызывать неприязнь, нежелание уделить им требуемое время, оказать необходимое внимание. И это в лучшем случае. Пьющие родители, сожители, соседи, порой вышвыривают детей на улицу, выгоняют из дома, пропивают квартиры, оставляя свое потомство без средств и шансов на существование. Не уделяет должного внимания детям и государство. И вот уже в стране, претендующей на титул великой державы, на начало 1998 г. оказывается более двух миллионов беспризорных детей и только в ее столице их более пятисот тысяч. И бродят бездомные дети по стране, проживают в технических этажах, подвалах и на чердаках зданий, не учатся, болеют без оказания им медицинской помощи, живут попрошайничеством, воровством, проституцией.
Однако, и во многих благополучных семьях низкий прожиточный уровень не дает возможным обеспечить нормальное физическое и умственное развитие ребенка у которого возникают трудности в школе и тем более - дальнейшем образовании. Трагическая картина трагического состояния российского детского населения. Невольно вспомнишь английский опыт организации семьи - вступать в брак лишь тогда, когда есть где жить на что содержать семью. Может быть этот опыт стоит перенять?
Уважение к женщине - пренебрежение к женщине. Отношение к женщине изначально отражало собой духовно-нравственный уровень общества или, по крайней мере отдельных его слоев. В памяти человеческой навсегда запечатлено преклонение перед любимой в Книге песни песней Соломона, любви - в шекспировском Ромео к Джульете, преданности в Дон-Кихоте Сервантеса. Н.Корякина [1997] предлагает вниманию читателей отрывки из опубликованных писем выдающихся мужчин XVIII-XIX веков: Герцена, Гюго, Наполеона, Пушкина, Чернышевского, написанных женщинам, полные безмерной любви, уважения, потребности быть вместе или безграничного сожаления, что это не может состояться. Поразительны глубиной содержания и доверия письма жене, написанные В.И.Вернадским.
Женщина - жена, мать, хранительница домашнего очага, во все времена и у всех народов была уважаемым и оберегаемым человеком. Такое к ней отношение отвечало фундаментальному экологическому предназначению женщины в человеческой популяции - рождать детей, выращивать и воспитывать их, во всяком случае в раннем возрасте. Выполняя это природное предназначение, женщина тем самым продлевает род семейный и человеческий. С другой стороны, подобное положение в чем-то ограничивало иные возможности женщины, в частности работы и заработка, участия в общественных делах. Оно, это положение, сделалось особенно нетерпимым в нашем социалистическом государстве, в котором заработка мужчины оказалось недостаточным, чтобы прокормить семью. То обстоятельство, что женщине пришлось включиться в процесс производства материальных благ и культурных ценностей, в работу общественных организаций материализовало мечту женщины о полной эмансипации. Однако эмансипация женщин была реализована Октябрьской революцией в совершенно извращенной форме: женщин стали постоянно, вместе с мужчинами, пpивлекать на тяжелую физическую, чисто мужскую, pаботу, на работу во вредных цехах химических производств, в результате чего женщины болели, лишались свей репродуктивной функции, не говоря уже о женственности и мягкости характера. В любой организации и на производстве в женщине видели только работницу, сотрудницу, в лучшем случае коллегу, и не более того. Потому, взирая на семейные обстоятельства, ее можно было на общих основаниях определить на сменную работу, в ночное дежурство, отправить в командировку. Подобное прагматическое отношение к женщине со стороны государства привело к столь значительному ущербу их восприятия со стороны мужчин, что даже законодатели, заседающие в Государственной думе России и формирующие законы российского государства, позволяют не только непарламентские выражения в отношении сидящих рядом женщин - депутатов думы, но и рукоприкладство, свидетельством чему была неоднократно многомиллионная телевизионная аудитория. Все это не могло не отразиться и на отношение к женщине в семьях, прежде всего со стороны мужей, которые видели в женщине уже не хранительницу домашнего очага, а днем - прислугу, ночью - наложницу, нередко битую и всегда - бесправную. Мужчины старшего поколения забыли, а более молодые, просто не знают о том, что Женщина - это всегда Ваше Величество, как справедливо написала в одном из своих стихотворений поэтесса и учительница средней школы г. Якутска Т.Баланова.
Полная беззащитность женщины в семье, в коммунальной квартире, да и на производстве тоже, нередко приводила к трагедиям, уже не только женщины, но и ее детей.
Все это не могло не сказываться и на самих женщинах. Все больше тянутся они к табаку, наркотикам и алкоголю, все меньше к детям, которых становится нечем кормить и не во что одевать. Но ведь женщины, помимо всего прочего - хранительницы важнейшей половины генетического фонда народов, населяющих Россию. И складывающаяся вокруг них и в их среде обстановка реально перерастает в проблему национальной безопасности России.
Уважение старости - пренебрежение старости. Нечто подобное тому, что происходит с женщинам, происходит и со старыми людьми. Аморально само бесконечное обсуждение вопроса о необходимости выплаты пенсий, поисков возможных источников пенсионных средств, напоминаний, что эти люди всю свою сознательную жизнь отдали государству. Аморально существование старых людей в пределах бедности, когда на жизнь не хватает и не может хватать. Старость - состояние которое ожидает каждого человек, если его дни неожиданно не прервутся болезнью или какой-то нештатной ситуацией. И потому в норме - отношение к старым людям должно быть по меньшей мере адекватным отношению к самому себе. Здесь не случайно сказано по меньшей мере. Потому, что в действительности старый человек, возможно, уже сейчас может нуждаться в поддержке и помощи, тогда, как человек молодой будет в этом нуждаться многие годы спустя. Потому, в принципе, к старому человеку должно относиться еще более внимательно, чем к самому себе. Именно в этой позиции, как в зеркале, видна действительная, а не показная нравственность и духовность. Вне зависимости от места действия. И вряд ли стоит снова и снова повторять, что нравственно уступить старому человеку место в транспорте или в очереди, помочь поднести тяжелую сумку с продуктами, уступить место в лифте, предложить перевести через дорогу. В равной мере безнравственно, сидя в автобусе "не заметить", что рядом с вами стоит старый человек, что бабушка, семенящая рядом с вами вся согнулась под непосильной для нее ношей, а пожилой преподаватель отправился по лестнице и с трудом отдышавшись начал читать лекцию студентам, заполнившим лифт прямо перед ним...
Вряд ли стоит повторять... Однако приходится напомнить, что сегодня ты молод, силен, но неизбежно время, когда все станет иначе и ты сам будешь с укором смотреть на молодых и сильных, с трудом удерживаясь на ногах в шатающемся автобусе. Нравственность, духовность, не есть нечто абстрактное, данное раз и навсегда. Нет, это качества человека которые требуют постоянного самоконтроля, постоянного внимания и постоянной тренировки.
Вера - неверие. Вера - особое состояние человека. Оно всегда индивидуально, даже при всем при том, что на религиозные праздники в Святые Места стекаются десятки тысяч верующих и одновременная их молитва представляет собой феномен единения множества людей различных возрастов, характеров, мест проживания и обличия. Вера способствует приобщению к морально-нравственным нормам, диктуемым соответствующей религией. Нормам, проверенным временем, жизненным опытом и традициями не одного поколения и народа. Потому верующему человеку легче прикоснуться к духовным основаниям, воспринять все лучшее из опыта предыдущих поколений. Тем не менее, вера сама по себе еще не освобождает от возможных ошибок, от прихода в псевдорелигиозную общину, секту, пребывание в которой может принести неисчислимые беды и тому, кто вольно или невольно там оказался и всем близким ему людям.
Поиски своего места в жизни, неустроенность судьбы, а порой и случайность приводит людей на сектантские собрания, а последующая умелая обработка психического состояния способна надолго, если не навсегда лишить его воли, похоронить в глубинах сектантских тенет, полностью зомбировать сознание.
14.4. В поисках выхода
В поисках выхода из сложившейся ситуации с упадком духовности общества, мы вновь обpащаемся к pелигии, к общечеловеческим ценностям жизни, возвpащаем людям веpу с ее непpоходящими догмами добpоты и всепрощения, хpамы (рис.14.1), являвшиеся некогда источниками милосеpдия, духовности, культуpы в самом шиpоком понимании этих категоpий, опpеделявших наши нpавственные начала. Hаpяду с буддизмом, исламом и пpавославием - тpадиционными pелигиями многонационального наpода России, в последние годы шиpокое pаспpостpанение получил католицизм, pелигии востока, молодая совpеменная объеденяющая человечество pелигия бахаи.
Вновь печатаются и находят своего читателя забытые, запpещенные и не до конца уничтоженные пpоизведения литеpатуpы, нpавственной филосовской и pелигиозной мысли, музыки, живописи и гpафики. В подобных условиях чpезвычайно важно суметь, пpеодолевая все объективные тpудности нашего вpемени, воспитать новое поколение, обладающее достаточно высоким интеллектом, твеpдыми нpавственными устоями, четкими пpедставлениями о чести, совести, обязательности выполнить данное в чем-то слово, ответственности пеpед окpужающими людьми, вне зависимости от их служебного положения или pодственных отношений и ответственности пеpед человечеством в целом и пеpед состоянием окpужающей сpеды. Ибо на pазpушенной пpиpоде, это становится все более очевидным, никакого счастливого и здоpового общества постpоить не удастся. Правомерно ли в этой связи уповать на церковь, как на безальтернативную возможность возрождения духовности и нравственности россиян?
Это вопрос не новый, он уже неоднократно обсуждался религиозными наставниками. В частности, Святитель и ученый Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, просветитель Аляски, Дальнего Востока и Якутии (рис. 14.2) в феврале 1869 года составил Записку с изложением его взглядов на этот вопрос. К составлению записки его побудили "Небрежность, неумълость, шаткость и ошибочность въ воспитанiи дътей, и даже вредное направленiе въ дътскомъ образованiи..." [Барсуков. 1997, с.623]/
"Нътъ надобности говорить,- писал в ней Святитель,- что всякiй православный обязанъ учиться закону Божiю или знанiю своихъ обязанностей въ отношенiи къ Богу, ближнему и самому себъ; но мы хотимъ обратить вниманiе во первыхъ на то, на комъ лежитъ обязанность учить народъ? Обязанность эта лежитъ, во первыхъ на родителяхъ, потомъ на воссприемнiкахъ и, наконецъ, на пастырях Церкви... Изъ родителей очень, немногiе исполняютъ эту обязанность...
Нынъшнiя училища, не исключая и самыхъ высшихъ, просвъщаютъ и образуютъ только умъ, а не умъ и сердце вмъсте, какъ это извъстно и всъмъ... Послъднему, повидимому, противоръчит то, что есть немало личностей, кончившихъ курсъ въ училищахъ, которыя, по своим, нравственно-христiанскимъ качествамъ, составляютъ наше украшенiе, yашу надежду, нашу славу. На вопросъ: въ училищахъ ли онъ прiобръли таковыя качества? ... Если разсмотръть внимательнъе, то окажется что самая большая часть из таковыхъ личностей, если не всецълое, то начало образованiя сердца своего получили в дътствъ отъ своихъ родителей, или кого-либо своихъ, родныхъ и близкихъ..
И наконецъ надобно вспомнить, что въ училища могут поступать дъти не моложе 7-6 лет... Что же дълать с дътьми меньшаго возраста? Ужели онъ, до поступленiя въ школу, должны оставаться въ томъ же положънiи, как онъ находились и находятся нынъ (мы разумъемъ дътей простаго народа), т.е. безъ всякого ученiя и образованiя, тогда какъ этотъ-то возрастъ и есть самое золотое время для съянiя и укорененiя въ нихъ всего добраго, а также и всего худаго? Само сабою разумъется, что сердце человъка, как и поле не можетъ оставаться навсегда безъ растенiй. Если въ нем не будутъ съять добрыхъ растенiй, въ немъ непремънно выростутъ худыя..."[Барсуков. 1997, с.627 ].
Говорят: забота объ этомъ есть дъло собственно родителей... а родители не хотятъ или тоже не могутъ."
Цитированные мысли Святителя Иннокентия настолько современны и глубоки, что заслуживают дополнительного обсуждения. Прежде всего обращает на себя внимание то обстоятельство, что им объединяется обучение своим обязанностям в отношении к Богу, своему ближнему и самому себе. Второе, решающее обстоятельство состоит в том, что училища просвещают и образуют только ум, а не ум и сердце вместе. Вдумайтесь еще раз в смысл сказанного "образуют ум и сердце"! Могут ли сегодня образовывать сердца наши школы, наши училища, унаследовавшие духовно-нравственные основания школ тоталитарного режима, помноженные на экономическую стогнацию и экологический беспредел. Стоит привести одно сравнение. Символом предательства всех веков и народов стал Иуда, заложивший римским воинам за мизерную плату своего учителя Учителя, Иисуса Христа. Имя Иуды стало нарицательным словом, отражающим предел человеческого падения. Еще большее предательство, предательство своего родного отца совершенное пионером Павликом Морозовым во времена раскулачивания богатых крестьян десятилетия преподносилось, как подвиг.
Кто же может воспитать духовно-нравственное поколение? Святитель Иннокентий полагает, что может церковь. Что воспитание духовности и нравственности - ее прямая обязанность. Наверное тогда, когда он писал свою "Записку" оно так и было. Однако прошедшее столетие многое изменило и уповать на церковь представляется неправомерным. Ее значение можно рассматривать лишь как одну из возможностей, приемлемую для какой-то части населения. Хотя бы потому, что помимо церквей православных христиан, в России существуют католически костелы, исламские мечети, буддийские храмы, еврейские синагоги, центры общин бахаи, без культовых сооружений и офисов обходятся представители древних языческих верований, включая шаманизм. Кроме того, все традиционные мировые религии ограничены жесткими рамками религиозного догматизма, практически не воспринимают параллельно функционирующие конфессии и, расчленяя мировое сообщество по религиозным признакам, объективно не способствуют единению людей и, соответственно, воспитанию в них единства, как важнейшего качества духовности. Уильям С.Хетчер отмечает, что "...большинство систем традиционных верований ныне превратились в застывшие социальные модели и догматические стереотипы мышления и веры, которые абсолютно не соответствуют духу нашего времени с его быстротечными изменениями в социальной и интеллектуальной сферах."[Хетчер, 1994, с.4].
С другой стороны, само воспитание ребенка, а главное, формирование его актуальных способностей, важнейших для последующих нравственных подходов в жизни, должно происходить в самые ранние месяцы и годы жизни, а это как раз то время, когда до школы еще далеко. Но близко семья, мать, отец, представители старшего поколения. Вот почему говоря о воспитании нравственного человека главный упор приходится делать на семью. В первую очередь - на мать.
"Да осознают матери - что бы ни было связано с воспитанием детей, все имеет важнейшее значение. Пусть они не жалеют трудов своих, ибо пока ветвь зелена и нежна, ее рост можно направить в нужную сторону. Потому надлежит матерям пестовать своих детей подобно тому, как садовник пестует нежную молодую поросль. Пусть денно и нощно радеют они о том, чтобы воспитать в чадах своих веру и убежденность..., а также все добродетели и совершенства". [Абдул-Баха, 1995, с.112] Как этого достичь? Попробуем поделиться своими рассуждениями на эту тему.
14.5. О смысле жизни человека
В одном из своих писем жене В.И.Вернадский писал: что выражению cogito ergo sum, что в переводе с латинского означает "мыслю - значит, существую", надо придать более глубокое значение и проследить влияние именно этой цели - т.е. искания, мысли - на всю человеческую деятельность, на все отношение человека к его окружению.
Мыслю - значит существую. Следовательно, смысл существования человека в мыслительной деятельности? Но вот совершенно иной подход к смыслу человеческого бытия. Я имею ввиду монолог Сашки из одноименной поэмы М.Лермонтова:
И так, откуда в человеке выкристаллизовывается смысл жизни?
Наверное представление о смысле жизни сугубо индивидуально - каждый человек самостоятелен в своих желаниях и действиях и вправе сам определять смысл своего существования. Это, конечно, так. Но самостоятельность действий любого человека реально ограничена его социальной сущностью: местом, которое он занимает в обществе, характером этого общества и существующих в нем общественных отношений, жизненным уровнем, наконец воспитанием и состоянием его здоровья. Отсюда правомерно говорить о каких то среднестатистических отношениях к жизни сограждан из различных слоев общества.
Если полагать воспитание и условия жизни неким базовым уровнем, от которого вольно или невольно отталкивается человек в определении своих жизненных идеалов, то дальнейший его выбор должен определяться как минимум в результате:
Любое живое существо принимает решение, в первую очередь благоприятное для него самого или спасения от опасности его беззащитного потомства. Попробуйте приблизиться к медвежонку когда близко находятся медведица или к играющим возле норы волчатам, если неподалеку оказываются их родители. Посмотрите, как оберегают гнездо гнездящиеся на аласных лугах птахи - жаворонок полевой, овсянка дубравник или белошапошная, степной конек, да и другие тоже. Имитируя подраненное крыло или лапку, они, не отлетая далеко, отводят опасность от гнезда, рискуя жизнью во имя спасения, своего потомства. Только человек способен принять решение, направленное против него самого, в защиту общественного интереса и блага.
Мифический Прометей, символ мученика, не побоявшийся гнева Зевса, чтобы доставить людям с горы Олимпа огонь, источник жизни. Жестоко наказанный по приказу Зевса он долгие годы томился прикованный к скале и каждый день прилетавший к нему орел расклевывал его печень. Остался в веках, как символ борца за истину Джордано Бруно, вошедший на костер во имя науки. Однако человек может принять решение также во имя собственного или кланового, даже государственного сиюминутного благополучия, которое, однако, может оказаться трагичным для самого человека, для территорий и последующих поколений. "После меня - хоть потоп" такова идеология эгоцентризма, такова реплика, приписываемая организатору пожара в Риме, властному и жестокому императору Нерону, логика жизни которого привела его к самоубийству.
Современным примером решения, принятого во благо сравнительно узких конъюнктурных интересов является "добро", которое дал директор Института водным проблем АН СССР г. Варопаев на чрезмерный отъем воды рек Амударьи и Сырдарьи, питающих своими водами Аральское море-озеро для полива хлопковых плантаций. Экспертные работы, в которые были вовлечены многие научно-исследовательские институты имели надежное финансирование из того самого министерства мелиорации и водного хозяйства, которое было заинтересовано в реализации этого проекта. Результат всего этого известен: Аральское озеро разобщилось на два мелководных водоема, иссохшее под палящими лучами среднеазиатского солнца дно превратилось в источник новообразованных минералов, содержащих в себе букет тяжелых металлов, снесенных туда дренажными водами хлопковых полей. Усилившиеся ветры оказались способными разносить эти соли на огромные, до 700 км. расстояния по периферии бывшей озерной территории, загрязняя почву, все источники пресных вод, и всю сельскохозяйственную продукцию, выращиваемую на этих землях. Исчезновение испарительного бассейна, которым являлся Арал, привело к нарушению баланса ледников питающих Амударью и Сырдарью и к снижению величины их стока. В результате - уничтожены все природные источники хозяйствования местного населения - рыболовство, садоводство и огородничество, вся природная основа жизни. Ныне мировое сообщество решает проблему Арала, потому, что она вышла из-под контроля и переросла в состояние глобальной экологической катастрофы. Подобные примеры можно было бы продолжить. Однако, если решения такого рода можно хоть как-то оправдать, пусть временными, но для кого-то значимыми результатами, то совершенно противоестественны человеческой личности решения, ориентированные на использование табака, алкоголя, наркотиков.
И так, возвратимся снова к формуле человека и попробуем на ее основе определить смысл нашего бытия. Это может быть Познание истины, любовь и повторение себя в ряду грядущих поколений, духовное самосовершенствование, самореализация и служение человечеству [Новые духовные ценности..., 1992, с.88].
Остановимся детальнее на выделенных категориях.
Познание истины. Познание. Познание истины. Отсюда, от попытки человека с самого начала зарождения человеческой популяции понять окружающий мир начиналось развитие и совершенствование человеческих обществ. И так происходит с каждым человеком, начинающим познавать этот мир с самого свего с самого первого дня своей жизни. И чем больше он увидит и поймет в этом мире, чем более глубоки будут его знания, тем более основательно сможет он представлять в нем свое место и дело.
Однако познание истины само по себе неоднозначно, многоаспектно, оно меняется по мере движения человека по пути времени. Родившись, ребенок познает форму и цвет окружающих его предметов, природу меняющихся во времени звуков и запахов. Став старше он познает мир через сказки, занятия в школе, собственные наблюдения за всем, что его окружает. Накопленные на этом этапе знания ориентируют его дальнейшие поиски смысла жизни. Этот поиск может быть обращен в:
Таков далеко не полный перечень направлений деятельности, в которой каждый может найти себя и если это произошло, успех этой деятельности во многом оказывается обеспеченным.
Любовь и повторение себя в ряду грядущих поколений - фундаментальное предназначение человека, как биологического вида, как члена социума служить опорой своему ближнему. Она включает в себя богатейший комплекс деятельности по организации и функционированию семьи, рождению и воспитанию детей, их обучению, формированию интеллекта и духовности, овладению элементами культуры и искусства, необходимыми в жизни полезными навыками, может быть профессией.
Духовное самосовершенствование, подразумевает непрерывную работу над собой, которая может стать успешной лишь в случае осознания того, что этот процесс необходим и реален, что он действительно приведет к каким то осязаемым результатам. Это особенно важно потому, что такие реальности, как душа, разум, сознание невозможно непосредственно наблюдать и измерить, однако следствия их развития могут быть осознаны по косвенным признакам - поступкам и действиям человека в различных жизненных ситуациях. Духовное самосовершенствование может быть реализовано через погружение в источники духовной культуры. Они безграничны во временном и содержательном плане, включая: Священные писания, оставленные нам Пророками, основателями мировых религий, памятники истории, музыкальной культуры, литературы, национального и классического изобразительного и прикладного искусства и многое другое, что позволяет каждому человеку приобщиться к культурному и духовному наследию своего народа и всех человеческих цивилизаций.
Однако, овладение знаниями в области духовного и культурного наследия правомерно рассматривать лишь как средство, как инструмент духовного самосовершенствования, способствующего искоренению в себе черт, несовместимых с чертами истинно духовной и нравственной личности и наоборот, формированию качеств, отвечающих понятию духовности.
Самореализация в контексте духовности понимается, как творческое состояние, требующее наличия концепции и сознательных действий, направленных на ее воплощение в жизнь. Ее предпосылкой является познание и раскрытие внутренней духовной действительности, являющейся признаком человеческой ступени развития живой материи. Самореализация человека теснейшим образом связана с его индивидуальностью, формирующейся и развивающейся на основе его индивидуальных наклонностей под воздействием внешних условий и тех жизненных критериев, которые формируются, как следствие образования и воспитания. Очевидно, что по мере продвижения человека по тропе времени происходит смещение смысла и содержания самореализации человека [Новые...,1992, с.95].
Современная ситуация в России, многих других государствах в границах СНГ и за их пределами ставит на пути самореализации человека, особенно молодого, суровые испытания безработицей, отсутствием жилья, недостаточностью средств к существованию, сложностью организации семьи в подобных условиях. Это объективные обстоятельства, преодоление которых требует не только времени, но также воли, настойчивости, оптимизма, уверенности в своих силах, которая сама по себе во многом является следствием воспитания и образования. Ориентируясь на деятельность или работу, требующую высшего образования стоит не просто стремиться к формальному получению диплома, но диплома с отличным аттестатом и обязательным свободным владением родным, русским и иностранным языком и, конечно, компьютерной грамотностью. Неплохо добавить к этому сертификат прохождения дополнительных курсов по экономике или юриспруденции.
Мне могут возразить,- "Зачем все это нужно, если работу все равно найти не удастся? Торговля на рынке или должность охранника не потребует всех этих знаний!". Безусловно это так. Однако опыт показывает, что шансов найти работу по специальности или, во всяком случае, отвечающую высшему образованию, значительно больше у того, кто по окончании вуза отвечает всем обозначенным выше требованиям. А в дальнейшем, по мере укрепления экономики России, становления нормальных рыночных отношений, именно факторы образованности, знаний и умений будут определять шансы получения достойного места.
Надобно также понимать, что иметь сразу и все, не удается никогда. Движение по жизни и служебной лестнице, если оно не сопряжено с криминалом, насилием или мошенничеством, до относительного личного благополучия - путь непростой и небыстрый, требующий поиска, усилий, терпения и умения довольствоваться малым. Успех этого движения во многом определяется профессионализмом, коммуникабельностью, умением много работать, способностью, во имя этой работы и стратегической цели жизни отказать себе в чем-то, может быть очень привлекательном, сегодня, но бесперспективном или не необходимом завтра.
Не стоит огорчаться, если на первых порах место работы оказывается не престижным, а возможности продвижения ограничены. Достойный выход может быть найден из любой ситуации, если не жалеть времени и сил на поиск оптимального решения, если верить в свои силы, и немного - доброжелательным людям, которые вас окружают.
Служение человечеству - тот акцент развития в себе духовно-нравственного начала, который позволяет в сконцентрированной форме реализовать себя и свои возможности в этой жизни. Служение человечеству, как таковое, не предполагает только некие действия, оторванные от места, общества и государства, подобно матери Терезы и принцессы Дианы, творивших добро во множестве стран различных континентов или Жака Ив Кусто, исследовавшего со своими коллегами океанские и морские глубины всего земного шара. Можно служить человечеству воспитывая собственное дитя, если это воспитание приведет к формированию духовно-нравственной личности, можно учить и воспитывать подрастающее поколение в школе или высшем учебном заведении, можно трудиться на любом поприще, если этот труд идет не только на повышение личного благосостояния, но также и на повышение общественного благополучия и единения людей. На всех уровнях этого процесса. Служение человечеству подразумевает, прежде всего, постоянное самосовершенствование, работу над собой, над реализацией поставленных перед собой целей.
14.6. Ответственность отдельной личности
Во многих обществах, а за годы тоталитарного режима и у граждан в государствах бывшего СССР, сформировалось представление о существенном разделении ответственности за события, происходящие в поселке, городе, стране и даже между государствами. По формальным признакам, исходя из персональной ответственности за выполняемую работу, казалось бы, что это действительно так. Однако, вспомним усилия академика Андрея Дмитриевича Сахарова по освобождению страны от тоталитарного прошлого. Усилий, стоивших ему ссылки и многолетнего домашнего ареста, откровенного очернительства на заседаниях Верховного Совета СССР и, в конечном итоге, преждевременной смерти между его заседаниями. Но сколько им сделано для блага граждан России, для освобождения от внутреннего рабства каждого из нас.
Последующие события в СССР подтвердили огромность коллективного воздействия на ситуацию, когда каждый человек не по принуждению, а по зову сердца принимает решение и до конца стоит за его реализацию. Так было в Вильнюсе, когда многие сотни безоруженных литовцев отстаивали и отстояли, свою свободу против автоматов и танков спецназа ценой пролитой крови. Так было возле Белого Дома в Москве в памятный август 1991 года.
В таких событиях ответственность каждого, с какой бы стороны от баррикад он не находился, выступает в обнаженной яркости, потому, что за политическими амбициями и реалиями в этих противостояниях оказывается здоровье и жизнь людей - самое ценное, что отпущено каждому из нас. И каждый распоряжается не только своей, но и чужими жизнями.
Однако личная ответственность человека за духовно-нравственный климат семьи, социума, государства и всего человечества обнаруживается не только в подобных экстремальных ситуациях, примеры которых приведены выше. Она возникает, прежде всего, от личных установок, волевых усилий, обращенных к себе самому, к воспитанию в себе духовно-нравственных качеств и актуальных способностей, от реализации их в практической жизни. И как круги расходятся по тихой воде от брошенного в пруд камня, так от духовно-нравственной личности распространяются благотворные влияние на всех окружающих.
14.7. Экологическое образование и воспитание, как духовно-нравственная альтернатива
Из анализа динамики состоянии окружающей природной среды в России и за ее рубежами становится очевидным, что экологическая ситуация на планете Земля продолжает ухудшаться. Это обстоятельство вызвано многими и очень разными причинами, анализ которых может составить отдельное самостоятельное исследование. Однако одну из них нельзя не отметить - это видимое неприятие экологических реалий многими руководителями производств, общественными и государственными деятелями, преобладающей частью населения развивающихся стран. Оно вызвано, с одной стороны, отсутствием экономических и технических возможностей, а с другой - должного понимания степени нарастающей экологической опасности и путей ее пpеодоления. Сложившуюся обстановку можно объяснить лишь отсутствием экологического мышления и адекватного восприятия окружающей действительности вследствие недостаточного экологического образования и воспитания. Его надо начинать очень, очень рано - экологическое воспитание малыша, приобщение его к природе, обучение бережному обращению с нашими меньшими братьями еще одно важнейшее направление формирования духовно-нравственного человека. Здесь нет мелочей. Более того, любая мелочь может послужить иллюстрацией того, что можно и чего нельзя делать. Вот картинка из жизни, которую довелось наблюдать в С.-Петербурге.
Малыш с мамой гуляет в садике. Топ, топ, топ - топают по дорожке сада маленькие ножки в ярких красненьких башмачках. И вдруг ножки остановились. Дорожку переползал жук. Маленький зелененький жучек с длинными усиками-антенками. Малыш подождал, пока жучек подполз совсем близко, поднял ножку и сильно топнул, стараясь жучка раздавить. Но промахнулся. Жучек от колебания почвы видимо испугался и замер на месте. Мама, которая видела эту сценку, окликнула малыша: "Вовочка, ну зачем ты хотел раздавить этого жучка. Он ведь такой маленький и беззащитный, а ты - большой и сильный мальчик. Представь себе, что этот жучек спешил домой, к своим совсем крошечным детям - жучатам. Они бы никогда не дождались своего папы и им было бы очень плохо..." Мальчик внимательно все выслушал, наклонился аккуратно двумя пальчиками поднял жучка, отнес его к газону и отпустил на траву. Жучек на мгновение зацепился за вершину травинки, благодарно помахал мальчику своими усиками-антенками и исчез. А мальчик широко улыбнувшись маме пошагал дальше... Кто знает, может быть, этот ее урок окажется началом осмысления ее сыном необходимости щадящего отношения к природе и меньшим нашим братьям.
Понятно, что такого рода действиями не исчерпывается воспитание любви к природе и формирование экологического мышления. Оно требует постоянного внимания и реализуется через рассказы и комментарии во время прогулок, просмотров детских фильмов, иллюстрированных изданий. Большие возможности в этом отношении имеют сельские детишки, которые с самого раннего возраста общаются с природой, домашней птицей и животными. Сложнее приобщить к природе городского ребенка, особенно если родители не имеют возможности вывезти его на лето за город. Понятно, что воспитание любви к природе должно происходить на фоне и в системе формирования таких способностей, как единство, доброта, аккуратность и чистоплотность. Приобщение к экологическим проблемам означает, что помимо общих и конкретных знаний, определяющихся потребным уровнем образования и спецификой деятельности человека, необходимо снова и снова возвращаться к переосмыслению предназначения и места человека и человеческих обществ в новых условиях существования на планете Земля, в условиях наступления эры информационной цивилизации, в условиях, когда "огромные научные и технические достижения приносят все новые виды зависимости, стесняют жизнь человека, создают новые опасности..." [Новые, 1992 с. 77], закрепляют дифференциацию изобилия и бедности, неоправданного интенсивного использования природных ресурсов, противостояния человека и природы. Проникаясь в предназначение и сущность Человека нельзя не видеть трагического тупика в направлении его нынешнего движения по избранному пути развития цивилизации, в котором техника и технология заместили собой духовность и культуру, погребли в свалках производственных и бытовых отходов экологические традиции прошлых этнотронных цивилизаций.
Мы забыли, что:
Все мы дети пpиpоды, ее малые части,
От ее основанья мы все поднялись,
Без живительных ветpов не ведать нам счастья
И без солнечных циклов закончится жизнь.
Hас влекут бесконечно таежные дали,
Облака над гоpами, течения pек,
В каждой ветке цветка видны наши печали,
В каждой клетке живого сокpыт человек.
Ты подумай об этом в свободное вpемя
И о том, что ты сделал за множеством слов?
Hа пpиpоду взвалив непосильное бpемя,
Разpушаешь, что создано ходом веков.
Разpывая пpиpодные сложные связи,
Ты не свой pазоpяешь, Божественный дом
И тем самым, быть может не вдpуг, и не сpазу,
Ты лишаешь себя пpебывания в нем.
Потому, что Природа, как и Бог - сущности, равно непознаваемые до конца. И самый воинственный атеист, не принимающий Бога и Божественное начало всего сущего, не может не принять природы, ее непознаваемого космизма и развития, приведшего, к образованию человеческого разума и, вместе с ним, человеческой души. Потому приобщение к природе через:
Нам всем необходимо подготовиться к осознанным ограничениям в нашей жизни и деятельности, которые вытекают из предела емкости биосферы и конечности pесуpсов Земли, нашедших отpажение в pешениях Конфеpенции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-Де-Жанейpо. Они сфоpмулиpованы, как условия пеpехода к обществу устойчивого pазвития.
Hеобходимо охватить экологическим образованием всех граждан, значит экологическое образование и воспитание должно вестись, во всех учебных заведениях. Представляется полезным включить в программы комплексный курс экологии человека поскольку здоровье, состояние и pазвитие человека во многом определяются именно экологической обстановкой в шиpоком смысле этого понятия, включая здоровый образ жизни, рациональное питание, экологические тpадиции семьи и народов, населяющих территорию России и мира. Отсюда следуют известные и не в полной мере учитывающиеся до сего времени требования к экологическому образованию и воспитанию, которые, можно определить как всеобщность, непрерывность, комплексность, специализацию, региональную приуроченность, пpактическую напpавленность и междисциплинарность.
Очевидно, что такое образование и воспитание может быть реализовано лишь на основе системного подхода, который позволил бы учесть все лучшие приемы и достижения в этой области, уже достигнутые в других местах, позволил бы использовать опыт передовых педагогов, школ, кафедр вузов. Очевидно также, что экологическое образование должно иметь надежную организационную и научно-методическую базу, нормативно-правовое и материальное обеспечение.
Необходимо понять, что сейчас, в складывающейся экологической ситуации, с учетом экологических прогнозов, высшим гражданским долгом каждого человека, действительно желающего блага своей Малой Родине, России и планете Земля является не борьба за военное превосходство, а труд во имя сохранения природы, как основания всего живого, включая самого человека. На разрушенной природе все остальные победы будут бессмысленны. А единственной основой такого подхода может стать только экологическое образование и воспитание, ведь именно они могут способствовать пониманию проблемы, путей и средств ее решения.
В составе экологического образования должно быть резко усилено направление, относящееся к морально-нравственному, психическому и физическому здоровью населения, как следствию и, одновременно, причине экологического состояния, образа жизни, сложившейся социальной обстановки. Это направление может быть основано на верованиях, традициях, культуре, экологическом и духовном наследии всех регионов и жителей многонациональной России.